Одна из сложнейших проблем, которые поставила современность перед человечеством, - это проблема человека в меняющемся мире. Человек стал главным фактором развития и одновременно главным фактором риска. Впервые за всю историю цивилизации человек должен не только осваивать и менять окружающую его среду, но и меняться сам: изменения в устоях человеческого бытия, в сущности самого человека, превратились в необходимые условия его выживания. Выживание человечества диктует необходимость вернуться на более высоком уровне к целостному синкретическому миропониманию древних мыслителей. Это требует от образовательного процесса универсальности и фундаментальности. При этом надо принципиально разделить понятия «образование» и «обучение» как различающиеся качеством достигаемых в ходе образования и обучения результатов: процесс обучения направлен в большей степени на предмет деятельности, предназначен для формирования конкретных, а поэтому ограниченных знаний, умений и навыков. Разнообразие методов обучения, сводящееся к двум основным, - дискурсивному (доказательному) и дескриптивному (описательному), не снимает существующих естественных ограничений на пути обучения как процесса передачи и приобретения знаний. Чтобы смягчить эти естественные ограничения, процесс обучения в развитых системах образования ориентирован на получение (и овладение ими) лишь базовых знаний с дальнейшим их восполнением в процессе профессиональной деятельности. Но и в этом случае фундамент необходимых знаний столь обширен, что освоение его в описательном режиме становится затруднительным уже сейчас. Иными словами, процесс обучения как процесс приобщения к информации в традиционной форме более не имеет перспектив - здесь уже практически достигнуто насыщение.[ ...]
Разрешить противоречие между стремительно разрастающимся объемом знаний и способностью его усвоения призвана система образования, в которой личность выступает не только как объект обучения и воспитания, но и как субъект образовательной и познавательной деятельности. Этот подход базируется на дифференциации знаний на знания-описания и знания-инструменты. В отличие от первых, знания-инструменты не укладываются в рамки определенной научной дисциплины; они носят трансдисциплинарный характер, их нельзя механически усвоить или же получить в готовом виде. Именно здесь проявляется во всей полноте разница между обучением и образованием: образование, в отличие от обучения, направлено на овладение совокупностью зна-ний-инструментов, на формирование целостного миропонимания; оно может быть выработано только самим познающим объектом. Таким образом, в XXI в. наступил новый этап развития науки - постнеклассический, которому соответствует новая парадигма целостности, содержащая принципиально новое положение: «картина мира не может быть целостной, если из нее элиминирует познающий объект».[ ...]
Особые задачи возникают перед системой образования и воспитания высококвалифицированных научных кадров в связи с вышеуказанными проблемами меняющегося мира, особенно в связи с экологической альтернативой.[ ...]
Замечательный философ Мераб Мамардашвили утверждал: «...наедине с самим собой, представленный самому себе и не защищенный от самого себя, человек может только себя уничтожать, что он и делает всю историю. По каким-то образом в историю были введены какие-то стержни, как в атомный котел... Именно они, эти стержни... позволяют Человеку возвышаться над собственной животной природой и совершенствоваться». Простим знаменитому земляку некоторую механистическую упрощенность и примитивный схематизм, завуалированный атеизм и фатализм - схема вполне приемлема: в дополнение к существующим многовековым «стержням-регуляторам», от библейских заповедей до многотомья законодательных актов и кодексов, законов морали и законов общественного поведения, в нашу эпоху формируется регламентация отношений человека и природы как новая система табу, запретов, правил и законов. Все они, наряду с кантовским «нравственным законом внутри нас», и есть суть экологии - еще только нарождающегося механизма самосдерживания человеческого общества. Совершено прав А. Л. Самсонов, утверждая, что фактически экология - естественно-научная по своему происхождению наука, переходя к регламентации человеческой деятельности, по необходимости меняет статус естественной науки на статус общественной. Если экология реально претендует на роль одного из органично необходимых обществу «стержней сдерживания», то она должна не только навязывать индивиду от имени общества кодекс поведения и системы табу, но и предоставлять ему возможность вписаться в этот кодекс поведения, не входя в противоречие с нравственными законами. Это уже задачи экологического воспитания и образования, которое по своему содержанию намного шире часто применяемых аналогов - природоохранного и инвайронментального. При этом важно понять, что без общества, без образования и воспитания человек сам по себе не является гражданином. Обратимся к тому же М. Мамардашвили, считающему: «Человек - это существо, рождаемое вторым рождением»; «Человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, асаморождаемое через культурно изобретенные устройства, ритуалы, магии...». Человеческое общество не сводится к простым идеализациям - к модели биологического вида, стремящегося к выживанию любой ценой, или образу общины, занятой совершенствованием духа. Человечество движется путем эволюционного развития, и задача науки, культуры и образования - обеспечить устойчивость этого движения на данном этапе развития.[ ...]
Вернуться к оглавлению