Поиск по сайту:


Религия как часть культуры и взаимодействие человека с природной средой

Религия — очень сложная и необычайно важная в истории и жизни человечества сторона его культуры. Она отражает в категориях веры, основанных на убеждении, а не на строгих доказательствах, отношения между людьми и человеческого общества с природной средой. Важнейшая функция религии — формулирование идеала, стремление к которому для верующего определяет все его поступки, весь образ жизни. История религии показывает ее теснейшую связь с развитием общества, как с изменениями его структуры и принципов организации, так и с изменениями отношений человека с природной средой.[ ...]

Наиболее древние формы религиозности были, как мы теперь называем, языческими. Язычество или политеизм (многобожие) берет начало в глубочайшей древности, оно связано с ранним периодом развития человеческого сознания, с началом осознанного выделения себя и своего человеческого окружения из всего комплекса природных объектов и явлений. Единство человека с природой, осознаваемое не теоретически, а непосредственно, означало очень тесную зависимость человека от природных сил, ему неподвластных, но властвующих над ним. Очевидность взаимодействий между живыми существами, наверное, была той психологической основой, которая заставляла в действии неживых (а тем более живых) сил природы предполагать участие каких-то одушевленных сил. Поскольку их носители невидимы, но воздействуют вполне реально, были «домыслены» их свойства как духов. До сих пор у народов, общественное развитие которых задержалось в силу природных условий мест их обитания на ранних стадиях, бытуют «дух горы», «дух реки», «дух ветра и множество других. Распространено было и обожествление животных, с чем были связаны различные ритуальные танцы, вера в происхождение племени от того или иного зверя или птицы, обычно основного объекта охоты, от которого зависела жизнь людей. По-видимому, большинство охотничьих сцен пещерной живописи наших далеких предков выполняли прежде всего культовые функции.[ ...]

Архаичный узор (квадрат или ромб с четырьмя точками, символ засеянного поля) на алтарике для первых плодов (1) и женской статуэтке (2) из энеолита, в детали античной росписи (3) и на деревянной прялке русского Севера (4). «Громовой знак» на сарматских (II-Ш в. н. э.) зеркалах (5) и на русской деревянной прялке (6).[ ...]

В работах академика Б. А. Рыбакова показана удивительная устойчивость некоторых языческих символов. Так, «небесные олени», у охотничьих народов покровители дичи, не исчезли у земледельцев, а в трипольской культуре, например, стали покровителями дождя — главной стихийной силы, от которой зависел урожай. Культ медведя, характерный для ранних кроманьонцев-охотников, постепенно перешел в культ бога — покровителя скотоводства; у славян это был «скотий бог» Велес.[ ...]

По мере развития социальной дифференциации общества, выделении воинской знати и образования древних государств среди равноправных прежде языческих богов стали выделяться «главные , повелевающие не только людьми, но и остальными богами. Это, например, Зевс у греков и Юпитер у римлян, Сварог, а потом Род у славян. Так еще в недрах язычества зарождался будущий переход к монотеизму — единобожию. Монотеистичны основные современные религии — христианство и ислам, произошедшие от первой монотеистической религии, иудаизма, а также буддизм. Каждая из них формулирует определенные идеалы, устанавливает систему общественных и личных ценностей, во многом общую, принятые в качестве поощряемых жизненные цели и пути их достижения, включая целую систему ограничений в интересах общества. Вспомним хотя бы основные заповеди христианства из «Нагорной проповеди» Христа: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и другие, ставшие основой морали христианского мира. Аналогичные заповеди есть во всех основных религиях.[ ...]

Выделение протестантской ветви христианства, особенно привлекательной для честолюбивых, эгоистичных и активных людей, в значительной мере определило быстрое научно-техническое и экономическое развитие Европы, но оно же, поставив в центр идеологических систем личность отдельного человека и, первое среди христианских конфессий провозгласившее приобретение богатства богоугодным делом, породило в конце концов современную потребительскую цивилизацию и связанную с ней угрозу экологического кризиса. Однако экологический кризис — это только один, может быть, наиболее опасный по своим возможным последствиям, из многих порожденных потребительской цивилизацией кризисов. Именно ориентирование всего современного производства на прибыль вместо непосредственного удовлетворения насущных потребностей человека породило безудержную рекламу потребления, сместило в обществе идеалы в сторону материального благополучия и богатства, привело к опасному росту затрат энергии и материальных ресурсов на производство излишнего вместо необходимого. Поскольку источником экологического, продовольственного, энергетического, демографического и прочих кризисов оказывается потребительский характер ведущей, западноевропейской потребительской цивилизации, следует признать, что надвигающийся кризис по существу есть кризис цивилизационный.[ ...]

Вернуться к оглавлению