Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — великий русский ученый — минералог, кристаллограф, геохимик, радиогеолог, создатель биогеохимии и учения о биосфере. Родился в Санкт-Петербурге. В 1885 г. окончил Петербургский университет. В 1886— 1888 гг. работал в минералогическом музее Петербургского университета, в 1889—1890 гг. стажировался за границей. С 1890 г. приват-доцент, в 1898—1911 гг. — профессор Московского университета. В 1912 г. избран действительным аденом Российской академии наук. Один из организаторов и председатель (1915—1930) Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) при Академии наук. В 1917—1921 гг. работал на Украине, главный организатор, первый президент и академик (1919) Академии наук Украины. В 1922—1939 гг.—директор организованного им Государственного радиевого института. В 1922—1925 гг. работал за границей. В 1928—1945 гг.—директор Лаборатории геохимических проблем АН СССР, преобразованной в 1947 г. в Институт геохимии и аналитической химии его имени. В 1927 г. организовал и возглавил в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 г. в Биогеохимическую лабораторию АН. Член Чехословацкой (с 1926 г.) и Парижской (с 1928 г.) академий, член Югославской (с 1928 г.) академии наук и искусств и многих научных обществ.[ ...]
Научные интересы В. И. Вернадского чрезвычайно широки. Будучи основоположником геохимии, он провел первые исследования закономерностей строения и состава взаимодействующих элементов и структур земной коры, гидросферы и атмосферы. Исследовал миграцию химических элементов в литосфере и роль радиоактивных элементов в ее эволюции.[ ...]
Н. Ф. Федоровым, П. А. Флоренским в философии, Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским в литературе.[ ...]
Будучи председателем КЕПСа, Вернадский глубоко озабочен научным обоснованием рационального использования минеральных ресурсов России. По существу он ставит задачу гармоничного взаимодействия экономики и экологии на основе идеи энергетического соизмерения.[ ...]
То, что мы называем цивилизацией, поскольку она проявляется в перемещении на земной поверхности химических элементов, не есть случайное явление, а есть проявление гораздо более мощного процесса — это неизбежное следствие строения нашей планеты. Начавшийся в последние века увеличенный темп добычи каменного угля или производства железа, изменение лика природы созданием культурной среды жизни есть такой же стихийный процесс — как любое другое проявление геологических сил нашей планеты — и столь же мало может быть изменено каким бы то ни было прев-ходящим обстоятельством...[ ...]
Человеческая цивилизация является причинным следствием стихийного планетарного процесса, законы которого доступны нашему изучению, и мы подходим к их пониманию. Она не может быть остановлена и не может переменить свое направление. Бессознательно человечество, творя свою историю, производит явление большой природной мощности...[ ...]
Всматриваясь в изменения, вносимые новой геологической силой, силой культурного человечества — созданной подготовкой миллионов лет изменения живой материи, — видишь, что агентом, приводящим ее в движение, является сознание, ум, новая сила на нашей планете. Неизбежно она получит такие условия своего проявления, которые дадут ей максимум свободного действия. То же мы видим кругом в том удивительном механизме, Порядке Природы, который сейчас понемногу раскрывается перед нашим творческим научным усилием. И так же как цивилизация — творческая человеческая мысль обеспечена в своем развитии, так как она совершает геологическую работу — составляет часть организованного целого» [40].[ ...]
Эти взгляды позднее развиты в научных трудах В.И.Вернадского и стали известны как учение о ноосфере — сфере разума — человеческой «оболочки» Земли [2, 3).[ ...]
Примечательно, что в одном из писем к И. И. Петрункевичу Вернадский, обсуждая положение в России (апрель 1924 г.), пишет: «...все сейчас сдерживается террором, моральные основы коммунизма, а мне кажется и социализма, в России иссякли. Сдерживать долго террором и убийствами нельзя без конца, и когда эти путы исчезнут — проявится настоящее содержание русской жизни. Не знаю, не развалится ли тогда Россия и, в частности, не отойдет ли в новое Украина... » [40].[ ...]
Примечательно также, что мысль Вернадского о роли цивилизации и человеческого разума в естественной истории Земли, высказанную со своеобразным «геологическим фатализмом», предвосхитил еще Карл Маркс, назвавший историю человечества «действительной частью истории природы». Непонятно, зачем при такой хорошей идее надо было еще придумывать «исторический материализм»... Сегодня можно сказать, что работы В. И. Вернадского, касающиеся роли человека в развитии биосферы, открыли перед наукой и практикой проблематику глобальной экологии в ее связи с глобальной экономикой. Научное значение этих работ оценено с большим опозданием. Это обстоятельство, а также некоторое предубеждение к фигуре Вернадского со стороны властей и академических чиновников помешали ему своевременно занять принадлежащее ему по праву место среди самых первых величин российской науки.[ ...]
Вернуться к оглавлению