Широкое распространение в процессе образования системнодинамическая методология получила лишь с середины 1980-х гг., когда в рамках проекта К-12 [138] в США системную динамику ввели в образовательный процесс уже на уровне средних школ. Были разработаны методики обучения системному мышлению и применению системно-динамического моделирования в области математики, физики, биологии, истории, социологии, экономики, литературы.[ ...]
С начала 1990-х гг. в США осуществлялся проект по обучению преподавателей средней и высшей школы системно-динамической методологии в междисциплинарном аспекте, получивший название CC-STADUS Project (Cross Curricula Systems Thinking and Dynamics Using Stella) [108].[ ...]
В 1993 г. в рамках проекта «Системная динамика в образовании» (System Dynamics in Education Project) был создан путеводитель по материалам в области системной динамики (Road Maps [116]).[ ...]
По мнению Д. Медоуза, «независимо от предмета обучения имитационное моделирование служит также достижению многих других целей. Оно может быть крайне эффективным для создания в группе обстановки дружелюбия и сотрудничества; увеличения степени общения участников; выработки у них умения решать проблемы. Оно может доставлять участникам удовольствие от самого участия в игровом процессе, позволять им оценивать сравнительную эффективность различных решений в сфере управления природными ресурсами, давать им представление о некоторых принципиальных моментах и возможных последствиях ряда явлений, наблюдающихся в реальных системах» [56].[ ...]
Одним из самых известных и, на наш взгляд, самых удачных, примеров применения системно-динамических методов в имитационном моделировании служит игра «Всемирное рыболовство» [56].[ ...]
Системно-динамическая модель игры «Всемирное рыболовство» представлена на рис. 3.3.[ ...]
Игра Strategem-1 [53] (Стратегическая игра для обучения управляющих) была разработана под руководством Д. JI. Медоуза в 1984 г. и первоначально предназначалась для обучения государственных чиновников, ответственных за энергетические и природоохранные проекты. Единая цель деятельности каждой команды — построение стабильного высокоразвитого общества. Участники, исполнявшие роль министров, должны достигнуть устойчивого развития в отдельно взятой стране в течение 55 лет за 10 периодов принятия решений.[ ...]
В игре New Commons Game [106] участники эксплуатируют общие ресурсы и переживают «трагедию общего ресурса» от их истощения. Российский аналог этой игры называется «У озера» [38].[ ...]
Нам хотелось бы также отметить достижения российской школы имитационного моделирования. Игра «Полисфера» [82], разработанная М. М. Крюковым и В. Н. Сидоренко в 1996 г., основана на игре Strategem-1, но в ней команды не изолированы в своей деятельности друг от друга, они имеют единую окружающую среду, на качество которой воздействуют в ходе игры. В игре отражаются как различные рыночные эффекты (конкуренция за ресурсы), так и экстерналии или провалы рынка (трансграничное загрязнение).[ ...]
Интересное сочетание методов системной динамики и имитационных игр можно найти в работах Д.Н.Кавтарадзе [28] и Л. И. и М. М. Крюковых [43].[ ...]
Рисунки к данной главе:
Системно-динамическая диаграмма игры «Всемирное рыболовство» |