Уже при первобытнообщинном строе, особенно в местах, благоприятных для развития интенсивного земледелия, на базе создания излишков продуктов и присвоения их отдельными лицами быстро шла имущественная дифференциация на бедных и богатых; стала возможной эксплуатация большинства меньшинством, появляются рабы и рабовладельцы. Чтобы держать рабов в повиновении, новому, рабовладельческому обществу понадобилось в качестве орудия насилия государство.[ ...]
Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, основанному на классах, сопровождался дальнейшим развитием животноводства и земледелия.[ ...]
В Египте рабовладельческий строй возникает к концу пятого — началу четвертого тысячелетия до нашей эры, в Вавилоне и ряде других стран древнего мира — к третьему тысячелетию до нашей эры.[ ...]
Животноводство при рабовладельческом строе продолжало прогрессировать: улучшалось кормление и содержание животных, повысилось их качество. Основным рабочим животным в земледелии был вол. Корова ценилась по способности дать хорошего вола. Особое положение как орудие войны занимала лошадь. Народы рабовладельческих государств Юга (Египет, Ассирия, Вавилон), жившие вне ареалов диких лошадей и получившие их в уже одомашненном состоянии от соседей (с Севера и Северо-Востока), первоначально использовали лошадей, как и волов, лишь в упряжке; позднее их стали применять для езды верхом. Народы же северных степей, сами одомашнившие лошадь, искусством верховой езды овладели значительно раньше. Лошадь Древнего Востока улучшалась в рабовладельческих государствах Средней Азии, Ирана, Месопотамии, Сирии с первого тысячелетия до нашей эры. Позднее она послужила исходным материалом для творческой работы арабов средневековья.[ ...]
В IX—VI вв. до нашей эры в Закавказье в районе озера Ван существовало могучее рабовладельческое государство Урарту с высокоразвитым скотоводством и земледелием в Араратской долине. Найденные при раскопках шерстяные ткани, изображения всадников и боевых колесниц указывают на высокий уровень развития в государстве Урарту овцеводства и коневодства.[ ...]
Во многих местах, прилегающих к очагам происхождения и одомашнивания животных, возникают мощные древние культуры с высокоразвитым животноводством. Металлические орудия в руках передовых народов служили действенным средством собственного развития и покорения других народов.[ ...]
Как уже отмечалось, из древних культур эпохи рабовладельческого строя наиболее мощной была культура Египта. В век бронзы (3200—2300 лет до нашей эры) в Египте уже сложилось государство с наследственной властью фараонов, были большие города и довольно развитое животноводство: разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, ослов и одногорбых верблюдов. Большинство этих животных не были здесь одомашнены, а попали в Египет из других мест, лошадь и крупный рогатый скот, например, из Средней Азии.[ ...]
У писателей античного мира можно встретить обобщения, касающиеся роста и развития животных и других вопросов научной зоотехнии. Греческий полководец Ксенофонт в III в. до нашей зры в руководстве по верховой езде писал о возможности по длине пясти новорожденного жеребейка судить о будущем росте взрослой лошади. В то время уже знали, очевидно, о неравномерности роста, и в частности о том, что быстро растущая в утробный период пястная кость уже к моменту рождения жеребенка почти заканчивает свой рост.[ ...]
Зоотехнические обобщения того времени, не лишенные, правда, многих наивных представлений (считали, например, что «лошади зачинают от ветра»), стояли уже на довольно высоком уровне и использовались в интересах крупного рабовладельческого хозяйства. Человек уже тогда с успехом применял в племенной работе такие приемы, как выбор и оценка животных по экстерьеру (по внешнему виду), по происхождению и даже по качеству потомства. Так, у Варрона можно найти: «Самое главное, держи скот хорошей породы. О ней можно заключить по двум признакам: по виду животного и по приплоду» -.[ ...]
Вернуться к оглавлению