Скотоводы тех времен уже сталкивались с таким явлением, как вырождение животных, разводимых в близком родстве, особенно на первых порах их одомашнивания, когда прирученных экземпляров было еще очень мало и родственные спаривания были неизбежны. Некоторое ослабление их конституции как начальный этап вырождения на первой стадии одомашнивания было даже выгодным человеку, так как таких (несколько ослабленных) животных легче было подчинить своей воле. Разбогатевшие патриархи тех времен, владевшие, большими стадами домашних животных, постепенно научились бороться с их вырождением путем «освежения крови», прибегая к обмену производителями между владельцами различных стад. Особенно высокого уровня искусство разведения животных достигло у кочевых, чисто животноводческих племен, располагавших богатым материалом для наблюдений и важных практических обобщений.[ ...]
При первобытнообщинном строе происходит приручение и одомашнивание всех основных видов животных, которыми мы располагаем в настоящее время. Подчинив прирученных животных своей воле и изменив их в направлении большей пригодности для хозяйственного использования, человек того времени заложил основы относительно разностороннего использования домашних животных (для получения молока, мяса, шерсти, для выполнения работ и др.) и выработал основные приемы техники их разведения.[ ...]
Многочисленными раскопками, проведенными советскими учеными во многих местах нашей родины, в том числе на Волге, Урале, на севере и западе европейской части СССР, обнаружены остатки древних культур, относящиеся к периоду первобытнообщинного строя. Раскопки вскрыли картину жизни и быта племен родового общества, населявших в III и II тысячелетиях до нашей эры обширные территории в бассейне Днепра, Южного Буга и Днестра (Трипольская культура). Племена эти занимались возделыванием пшеницы и ячменя и охотой на диких кабанов, лисиц, медведей при помощи лука и стрел с кремневыми наконечниками. Из домашних животных трипольцы имели крупный рогатый скот двух форм (одну мелкую, тонконогую, с короткими рогами, сходную с животными русских северных пород,— ярославской и др., другую — крупную, представители которой напоминают черкасский скот), овец, коз и свиней, а на поздней стадии — и лошадей. Крупный рогатый скот использовался для получения мяса и молока. Пять тысяч лет назад жители Триполья умели стричь овец и коз и из шерсти вырабатывать ткани. Культура древних племен Триполья в доскифский период была наиболее развитой в Восточной Европе. К концу Трипольской культуры (начало II тысячелетия до нашей эры) завязываются торговые связи, с Малой Азией и народами Средиземноморья.[ ...]
Вблизи Иркутска в раскопках обнаружены остатки еще более древних культур, относящихся к эпохе палеолита, когда значительная часть Европы, Азии и Америки была покрыта ледниками, а на свободных от льда пространствах бродили мамонты, носороги, северные олени, дикие лошади и быки, за которыми охотился человек.[ ...]
В эпоху неолита (около 3—2 тыс. лет до нашей эры) на севере Сибири выделяются две наиболее развитие области: южная — на территории современных скотоводческих районов Якутии, население которой занималось охотой, рыбной ловлей и отчасти разведением крупного рогатого скота, и северная, заходящая в Заполярье, населенная бродячими (лесотундровыми) охотниками.[ ...]
Животноводство первобытнообщинного строя сыграло огромную историческую роль в дальнейшем развитии человеческого общества. Оно помогло человеку подняться над природой, повысить производительность труда, улучшило его материальную обеспеченность, обусловило глубокие сдвиги в общественных отношениях лгддей (переход от матриархата к патриархату) и явилось основной предпосылкой дальнейшего развития производительных сил.[ ...]
Вернуться к оглавлению