Вопрос об одомашнении животных и о тех изменениях, которые они претерпели в процессе одомашнивания, имеет большое значение для поппмаппя п обоснования эволюционного учения. Особого внимания он заслуживает п потому, что в СССР ведутся большие работы по приручению и одомашниванию животных многих диких видов. Естественно, что для этого необходимо знать историю приручения н одомашнивания животных, технические приемы, которыми пользовался человек при вовлечении в культуру пх диких форм, а также характер изменений животных под влиянием одомашнивания.[ ...]
В деятельности человека, направленной к овладению животным миром, следует различать две стадии (ступени): первая — это приру-‘ чение, сводившееся к поимке диких животных (чаще молодых) и содержанию их в неволе, и вторая — собственно одомашнивание, когда из диких животных выбирали наиболее легко приручаемые особи, удовлетворяющие определенным требованиям человека. Те из приручаемых животных, которые оказывались более полезными п плодились в неволе, становились домашними. Убедившись в пользе отдельных животных, человек, руководствуясь уже хозяйственными соображениями, мог перейти к систематическому их прнручепшо, к разведению в неволе п настоящему одомашниванию. Процесс этот шел медленно, особенно вначале, в разных местах, причем один пароды у других заимствовали технику приручения, а впоследствии п уже одомашненных животных.[ ...]
Приручение и одомашнивание животных имело огромное значение для дальнейшей эволюции первобытного человека. Как уже отмечалось, человек эпохи раннего палеолита вел собирательный образ жизни и питался кореньями и плодами некоторых растений, моллюсками, личинками жуков, ящерицами, яйцами птиц. По окончании второго оледенения, когда Европа покрылась лесами, травянистыми степями и озерами и повсюду стали водиться мамонты, носороги, пещерные львы п медведи, кабаны, зубры, туры, олени, он стал использовать в пищу и мясо диких животных. Охотились люди па иих племенами, используя загоны. Оружием при этом служили камии, метательные копья, палицы. Несколько позднее охота на птиц и мелких зверей совершенствовалась устройством силков и западней.[ ...]
В эпоху мезолита с изобретением лука и стрел, позволявшими поражать дичь па значительном расстоянии, охота стала более успешной, а питание человека разнообразным и более регулярным. В этот период приручались и одомашнивались в разных местах волки и шакалы, давшие начало домашним собакам, помогавшим человеку на охоте. Последняя стала возможной и в-одиночку.[ ...]
Следует отметить, что у некоторых западноевропейских ученых сложились неправильные представления о причинах, побудивших первобытного человека заняться приручением и одомашниванием диких животных. Неверно, в частности, мнение немецкого зоолога А. Неринга, полагавшего, что человек начал приручать диких животных с целью «позабавить себя и детей», а также утверждение С. Рейнаха и других о том, что в их одомашнивании основную роль играли религиозные побуждения. Даже такой крупный ученый прошлого века, много писавший по вопросам животноводства и на труды которого неоднократно ссылался Ч. Дарвин, как Г. Натузиус, явно ошибочно ставил вопрос о том, что «создано ли было домашнее животное таковым, чтобы сделаться домашним, как водные животные пригодны для жизни в воде, лазящие и наземные — для существующих условий существования?» Молено утверждать, что не культ животных (быков, коров, голубей и т. д.) и религиозные мотивы привели к приручению и одомашнению диких животных, а наоборот, этот культ был следствием их приручения, следствием большой роли и хозяйственной полезности уже одомашненных животных. Так, в Иранской Зенд-Авесте можно прочитать: «В крупном рогатом скоте наша сила, в крупном рогатом скоте наша потребность, в крупном рогатом скоте наша речь... в нем победа, пища, одежда, земледелие».[ ...]
О том, что животноводство возникло из охоты, свидетельствуют материалы ■археологических раскопок. Изучение остатков древних культур на территории СССР (трипольская культура и др.) показывает, что приручение крупного рогатого скота произошло вследствие охоты. На происхождение скотоводства из охоты указывают и материалы ямно-катакомбовых погребений, Федоровской стоянки, раскопок в Анау, швейцарских свайных построек и т. д.[ ...]
По мнению Ф. Энгельса, одомашнивание животных явилось материальной предпосылкой к первому крупному разделению труда в первобытной общине, к возникновению отцовского рода (переход от матриархата к патриархату).[ ...]
Данные археологических, этнографических и других исследований, в том числе и советских ученых, а также указания Ф. Энгельса о происхождении животноводства позволяют прийти к следующему заключению: 1) нет необходимости прибегать к гипотезам о распространении домашних животных из одного или немногих «центров», так как во многих местах одомашнивание животных могло происходить самостоятельно, являясь неизбежным результатом предшествующего развития; 2) животноводство возникло из охоты, а стадо — из необходимости иметь живой запас мясной пищи; 3) животноводство стало ■ мужским занятием, почему одомашнивание животных и явилось материальной предпосылкой для возникновения отцовского рода; 4) в одомашнивании животных большую роль играло устройство загонов, западней, капканов и т. п. и даже преднамеренное калечение животных.[ ...]
Изменчивость организмов, как и наследственность, является основным их свойством. В процессе развития вида изменяются как дикие, так и домашние животные. Однако одомашнивание привело к таким резким изменениям, что животные стали мало похожи на своих диких предков. Эволюция животных и растений, по Ч. Дарвину, основана на изменчивости, наследственности и отборе.[ ...]
Вернуться к оглавлению