Сообщество не сверхорганизм, а скорее уровень организации.[ ...]
В первой четверти XX в. вокруг вопроса о природе сообщества бушевали страсти. Клементс (Clements, 1916) считал его своего рода сверхорганизмом, в котором виды-компоненты прочно связаны друг с другом в настоящем и общем для них эволюционном прошлом. По его мнению, иерархические отношения особи — популяции — сообщества и клетки — ткани —организмы вполне аналогичны.[ ...]
В противоположность этому индивидуалистическая концепция (Gleason, 1926 и другие авторы) рассматривала связь между сосуществующими видами просто как результат сходства потребностей и устойчивости (а отчасти, и случайности). С этой точки зрения границы между сообществами должны быть размытыми, а видовые ассоциации менее предсказуемыми, чем вытекает из предыдущей концепции.[ ...]
Вопросы о границах сообществ ставили многие экологи. В самом деле, правомерно ли изучать экологию сообществ, если самих их как дискретных единиц не существует. Эта проблема, вероятно, возникла из-за психологической необходимости иметь дело с легко определимым объектом. Имеют ли сообщества более или менее отчетливые границы или нет — вопрос, конечно, важный, однако важнее понять другое. Экология сообществ — изучение особого уровня организации живого, а не дискретных пространственно-временных единиц. Она рассматривает природу взаимоотношений между видами и средой их обитания, а также структуру и функционирование многовидовых группировок, как правило, в одной пространственно-временной точке. При этом совсем необязательно существование между сообществами дискретных границ.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Вернуться к оглавлению