Традиция осмысления дилеммы патерналистского и непатерналистского подходов в психиатрии во многом предвосхищает современную биоэтику. Патерналистское начало сыграло чрезвычайно важную роль в истории психиатрии. С утверждением патерналистских взаимоотношений врача и психически больного связано, во-первых, самоопределение самой психиатрии как самостоятельной медицинской дисциплины, а во-вторых, формирование отношения общества к “помешанным” как к больным людям. До этого отношение к ним в западноевропейских странах было по преимуществу полицейским-.[ ...]
Однако днтигоспитальное движение имело и другую сторону. В США широкомасштабное, в рамках всей страны, движение за психиатрию “без больничной койки” привело к массовому закрытию государственных психиатрических больниц. Это породило немало негативных социальных последствий. За счет душевнобольных пациентов резко выросло число бездомных и бродяг. Акцент на краткосрочную госпитализацию имел следствием рост случаев регоспитализации (“парад одних и тех же лиц”).[ ...]
Основное негативное следствие политики деинституционализации заключалось в том, что новая система психиатрической помощи оказалась не способной обеспечить квалифицированной медицинской помощью наиболее тяжелый контингент больных. В последние годы в США получили развитие различные формы психиатрической помощи - частичная госпитализация, психиатрическое обслуживание в больницах общего типа и т. д. В контексте этой эволюции некоторый возврат к идее больничной психиатрии представляется показательным -тем самым патерналистская этическая доктрина в психиатрии в определенном смысле устояла.[ ...]
Одновременно в 60-е годы в Европе, а затем и в Америке вокруг психиатрии развертывались, может быть, еще более драматические события, тоже по-своему предвосхитившие некоторые сюжеты и концепции биоэтики. Речь идет о движениях антипсихиатров, утверждавших, что “психических болезней” не существует, а имеют место “микросоциальные кризисные ситуации”; что психиатрический диагноз (в основном имелся в виду диагноз “шизофрения”) - это “социальный ярлык”; что психически больных нет, а есть лишь “анормальные индивиды”, которых общество с помощью психиатров изолирует; что психиатрия - не наука, что психиатры - не врачи, а “полицейские в белых халатах”.[ ...]
Вернуться к оглавлению