Последней точки зения придерживался величайший врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541). Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к лечению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные), основоположник ятрохи-мии (он первым объяснял жизнедеятельность как, в сущности, химические процессы), непримиримый враг профессионального чванства тогдашнего “врачебного Истеблишмента”. Его иногда называют “Лютером медицины” - в 1526 г. в Базеле он публично сжег “Канон” Авиценны, протестуя против засилия схоластического комментаторства в медицине (имея в виду языческие и исламские корни университетской медицины), недооценки клинического опыта и косного догматизма врачебного мышления того времени.[ ...]
В противовес этому Парацельс отстаивал ценности христианского мировоззрения: ”Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь”.[ ...]
Драматическая борьба Парацельса с преуспевающими врача-ми-современниками в конечном счете велась на языке этики. Противники Парацельса не только упрекали его в том, что он неуч (отвергающий Гиппократа, Галена, Авиценну), что он самозванец и шарлатан (использующий никому неведомые средства, употребляющий страшные яды), что он, может быть, вообще не окончил университет, раз преподает медицину не на латыни, а на разговорном немецком языке (Парацельс окончил университет в Ферраре). Вот некоторые аргументы Парацельса: “Умение излечивать делает врача, и дела создают мастера - не король, не папа, не привилегии и не университеты”; “Чтение никогда еще не создало ни одного врача, врачей создает только практика”; “Врачу подобает свою мантию с пуговицами носить, свой пояс красный и все красное. По какой же причине красное? Поелику крестьянам весьма нравится; а также волосы напомаженными и берет на них, на пальцах же кольца, в коих бирюза, изумруды и сапфиры, и да еще притом не из стекла ли, поддельные - и тогда де будет к тебе больной доверие иметь. Ах ты, любезный мой! Ах ты, господин мой доктор! Сие ли есть медицина? Сие ли клятва гиппократова? Сие ли хирургия? Сие ли наука, сие ли смысл? О, ты, серебро поддельное!”.[ ...]
В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Ф.Бэкон (1561-1626) свое знаменитое философское сочинение “Новый органон”, опубликованное в 1620 г., начинает словами: ’’Человек слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может”. Еще раньше, в 1605 г., обсуждая цели медицины как науки, он затрагивает этические проблемы, являющиеся приоритетными в современной биоэтике.[ ...]
Во-первых, Бэкон четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на живых животных: в исследовательской деятельности врача одинаково важны и соображения пользы и требования гуманности, но для этого “нет необходимости совершенно отказываться от вивисекций.., если, разумеется, при этом делать правильные выводы”.[ ...]
Во-вторых, Бэкон обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным, о чем подробнее будет идти речь позже, в гл. X.[ ...]
В 1803 г. Персиваль опубликовал трактат “Медицинская этика”, идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных станах. В трактате были выдвинуты такие моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор и свар, характерной для взаимоотношений врачей того времени.[ ...]
Опираясь в целом на гиппокраговскую традицию, Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: “Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег; ...Следует избегать непрошенного вмешательства влечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента.., нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу”. Следует отметить, что этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Таким образом, прежде всего с именем Персиваля следует связывать расширение предмета врачебной этики и ее превращение в медицинскую этику.[ ...]
Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами “деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно”. Персиваль был первым, кто начал признавать обязательства врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.[ ...]
Вернуться к оглавлению