Поиск по сайту:


Вра чебная этика Древнего и Средневекового Востока

Выше уже отмечалось, что еще за полтора тысячелетия до н. э. те, кто начинал учиться на врача, давали профессиональную клятву. Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя -вплоть до личного самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить в тайне профессиональные секреты.[ ...]

В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.[ ...]

Своеобразным мостом между античной и современной европейской медициной стало наследие великих арабских врачей. Медицина ислама - это прежде всего собирание и толкование древнегреческой и древнеримской медицины, обогащенной сведениями из Индии, Ирана и Египта. “Клятва” Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и, более того, использовалась ими с тем лишь изменением, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки.[ ...]

Из этих ученых прежде всего следует назвать Авиценну, или, в арабском произношении, Ибн-Сину (980-1037), который перенес в Европу высокую культуру Востока. “Канон врачебной науки” Авиценны, подлинная энциклопедия научных знаний того времени по общей и частной патологии, вплоть до конца XVII в. использовалась в Европе в качестве учебника.[ ...]

Другой известнейший врач средневековой эпохи - Маймо-нид (1135-1204) был представителем двух культур: еврейской и арабской. В своем труде “Учитель заблудших” он уделил большое внимание врачебной этике. Так, к примеру, он утверждал смелое для Востока правило: ради “тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем”. Характерна его критика всякого рода суеверий, применения амулетов, медицинской астрологии.[ ...]

Вернуться к оглавлению