Существенной особенностью «тесного подсечного земледелия, в противоположность полевому пашенному, является применение огня: посевной материал высевается в пепел от сожженного леса. С этой точки зрения подсеки — это палы, огнища, гари, и тем самым подсечное земледелие может быть обозначено как один из видов огневого земледелия: подсечно-огневое.[ ...]
Г. Глинский различает среди новин или чищоб, поднятых из-под леса, с одной стороны, участки, которые корчуются и обращаются в пахотные поля, и, с другой, — участки, которые не корчуются, а выжигаются и используются как подсеки. Он пишет: «Новины, поднятые из-под леса или кустов, зовутся у нас обычно чищобами. Разработка их проводится или корчеванием пней, или выжиганием. Земли, обработанные последним способом, именуются огнищами или палами, иногда гарями, хотя это последнее название присвоено почти исключительно лесам, уничтоженным пожарами. Огнища распределяются на ляды, сыросеки и кубыши» !.[ ...]
В какой мере предложенные характеристики могут быть приняты? Не подлежит сомнению, что подсечное земледелие непосредственно связано с применением огня, что подсечное лесное земледелие есть вместе с тем огневое. Но в данном случае важно сохранить возможную точность формулировки. По А. В. Советову, к выжегу прибегают «для обращения земли в состояние, годное для хлебопашества». Но при лесном земледелии основным фактором является не земля, а лес. Вопреки А. В. Советову, при помощи огня не земля, а лес «превращается в состояние, годное для земледелия». Огонь применяется как средство превращения заготовленных паловых дров, лесной растительности в пепел. В превращении леса в золу и заключается основная функция огня. Посев в золу от сожженного леса составляет существенную особенность лесного подсечно-огневого земледелия.[ ...]
Итак, огонь не является ни способом обработки земли, ни способом превращения земли в состояние, годное для хлебопашества. В тех же случаях, когда он применяется к земле как способ выжега грунта, почвы, то эти способы не имеют ничего общего с лесным подсечным земледелием. И в этом случае совершенно прав был П. Н. Третьяков, заметив, что ле всякое земледелие, где применяется огонь, является подсечным2. Например, никакого отношения к подсечному огневому земледелию не имеет обжигание земли, широко практиковавшееся в Англии в XIX в. с целью повышения производительности тяжелых глинистых почв, основанное на том свойстве глины, что при нагревании до 500° кремнево-кислые соли разлагаются, глина теряет свою пластичность и легко пропускает воду3.[ ...]
Цикл работ, связанных с подготовкой росчисти к выжегу, начинался с теребления. С наступлением весны, после зимы с оттепелями, на ляде смыками и граблями взъерошивают слежавшийся хворост и листья, чтобы ускорить высыхание и чтобы юд стволами деревьев, ветками и листвой не осталось снега. На это нужно, как отмечает Глинский, два коня и три-четыре женщины4. Впрочем, весеннее теребление, как и осеннее, производилось не всегда 5.[ ...]
Весьма любопытное замечание приводит А. Фомин. «Сей срубленный лес остается па месте до такого времени следующего лета, когда, по просушке его, пришед, крестьянин с семейною помощью лес оный зажигает»3. Если, описывая рубку, А. Фомин указывал, что подсека расчищалась «соразмерно силам» семьи, т. е. фиксировал прямую зависимость между размерами производственного коллектива и площадью земельного подсечного лесопользования, то в данном случае, говоря о пожоге, он считает нужным упомянуть, что в выжигании принимали участие также сородичи. В условиях малой семьи применялась «допо-мога». Отдельные семьи объединялись для общей разработки лядин.[ ...]
Кроме А. Фомина для XVIII в. сведения о палах приводит И. Лепехин. О нижегородских крестьянах он рассказывает, что, оставив срубленный лес на месте, они «на другой год с весны валежник зажигают и пепел оставляют вместо удобрения». Также поступают коми, которые «среди огромных лесов пространные вырубают Палестины, и, сжегши лес, на пепле сеют свой хлеб»4.[ ...]
И. П. Щекотов объясняет, почему огонь зажигали против ветра. Если новину, .пишет он, зажечь по ветру, могли обгореть только хвоя и ветки, земля же недостаточно прогорела бы, и урожай, конечно, снизился. Кроме того, к мало обгорелым местам пришлось бы применять прием, практикующийся на сыросеках и известный под названием «прокатывания» 2.[ ...]
После выжега новина приобретала характерный вид: вся земля была обуглена, ;пни обожжены и долго еще дымились, в разных местах валялись гладко обгоревшие ветки и деревья3. Комли матерых (толстых) деревьев, свидетельствует Щекотов, никогда не сгорают: остаются только очень обгорелые куски по 2—3 сажени, верхушки же сгорают4.[ ...]
Эти длинные обугленные куски, оставшиеся несгоревшими, выбирали и сооружали из них вокруг лядины ограду. «Как только земля настолько простыла, что можно будет ходить по новине, а в комлях больше не будет распеченного угля, часть последних обычно вывозят» чтобы огородить ими новину, для чего выбирают более длинные и тонкие» 5. «Когда лядина обгорит, то выбирают из большого обгорелого материала жердняк для изгороди будущей нивы» 6. «Часть их (несгоревших ветвей и деревьев. —В. П.) отбирают, чтоб ими огородить новину»7.[ ...]
Вернуться к оглавлению