Поиск по сайту:


Зависимость форм поселений от типа земледелия (от починка к селу)

Поскольку при подсечном земледелии посевное состояние лесных росчистей было крайне непродолжительным, — от одного года до трех лет, после чего подсеку забрасывали, — то при небольшой заселенности края, наличии обширной лесной площади и неограниченной свободе общинного лесопользования новую подсеку, взамен прежней, заброшенной, расчищали часто на значительном расстоянии как от жилья, так и от других подсек, где бы они ни находились. Переходить с места на место, пользуясь землей, пока она дает урожаи без удобрения, бросая ее при истощении, расчищая новые лесные пространства, — «вот тот запас сельскохозяйственной мудрости, который выработали удмурты», — пишет И. Н. Смирнов 2.[ ...]

Отдаленность подсеки не имела сколько-нибудь решающего значения. С расстоянием при выборе места для подсеки не считались. В статье «Примечания на лежащие около Саратова места в рассуждении сельского домостроительства» сообщалось, что крестьянин, выжегши часть леса, после нескольких посевов «оставляет пашню как негодную и ищет для себя в 10 и 15 верстах новую»3. Такое же расстояние указывается также для других мест: «Житние подсеки...[ ...]

Одно хозяйство осваивало обширнейшую территорию, часто не менее тысячи десятин с многочисленными, разбросанными на ней подсечными участками и другими хозяйственными угодьями, ловищами, перевесищами, бортями и т. д. И. П. Щекотов писал: «Семья в 5 ртов, чтобы быть только сытою, должна занять не меньше 100 десятин земли» 4.[ ...]

Разная степень подготовки подсечных участков к выжегу, их многочисленность, разбросанность и отдаленность, необходимость, при ограниченном сроке пользования подсекой, почти ежегодного разделывания очередной росчисти под новину вынуждали крестьянина постоянно переселяться, вести самостоятельное хозяйство, жить мелкими, обычно односемейными починками.[ ...]

И. Лепехин, путешествуя в 1768—1769 гг., отметил резкое различие между «огромными поселениями» у русских и «малыми, расселенными» деревушками у коми Поволжья, занимавшихся подсечным земледелием. У последних, по его свидетельству, не было «видно таких огромных селений и слобод, какие повсюду у нас заведены, но почти каждое семейство составляет особливую деревушку. Есть ли где состояние места дозволяет быть таким малым и расселенным селениям, то их огромным слободам и пространным деревням всегда предпочесть должно» 5.[ ...]

В дальнейшем происходит ряд существенных смещений. С появлением пашенного земледелия, на этапе, когда подсечное земледелие соединяется с получающим общее распространение пашенным, структура взаимосвязей, установившихся на предыдущем этапе, в условиях господства подсечного земледелия, коренным образом изменяется. Исчезает прежняя связь новины и починка, земельного угодья и поселения. Отходят в прошлое мелкие деревушки. Изолированная рассе-лснность отдельных односемейных хозяйств становится пережитком. Начинается процесс селищной и хозяйственной концентрации. Н. М. Ядринцев в связи с этим писал: «Первые способы земледельческого хозяйства кочевые по новинах... Промысел здесь является даже, так сказать, более кочевым, чем человек: он сохраняет кочевой характер после того, как человек поселился окончательно на мосте и сделался оседлым; он уже живет в деревне, а хозяйство его кочует. Сибирские крестьяне строят балаганы на пашнях и переселяются сюда на лето. Зимовка в общем образе жизни перетянула к себе человека, но летовка временами притягивает его к себе в силу естественной необходимости»3.[ ...]

Формируется переходный, промежуточный вариант, когда переселение с подсеки на подсеку, с починка на починок отходит в прошлое. Место поселения становится неизменным, приобретает стабильный характер. Починок преобразуется в деревню. Пребывание на подсеке ограничивается периодом земледельческих работ, например, временем уборки урожая. «Только в ту весну, когда приходилось собирать хлеб, обычно переселялись и образовывали жилое поселение», — отмечал И. П. Щекотов 4.[ ...]

Постоянное жилище в деревне — зимник — находит себе дополнение в сооружении временного сезонного жилища на подсеке в виде шалаша из коры или же выкопанной в земле полуземлянки. Говоря о «кочевом образе жизни в условиях подсечного земледелия» и подчеркивая, что «постоянная смена мест посевов» вынуждала менять места поселения, М. А. Большаков писал: «В некоторых случаях, если новина расположена очень далеко от села, в 15—25 верстах, при ней делались временные жилища, обычно в виде полуземлянок или шалашей, куда семья выселялась на время весенних и бсенних работ» 2.[ ...]

Из всех авторов, писавших о подсечном земледелии, наиболее четко связь между формами поселения и земледелия раскрыл М. А. Большаков. Говоря о процессе раздробления племенной территории у коми, он наглядно расчленил такие этапы: «бродячего охотничьего быта», «оседлого охотничества и подсечно-огневого хозяйства», «залежного хозяйства» и, наконец, «трехполья». Охота требует освоения наибольшей территории; подсечное земледелие ведет к некоторому сужению района передвижений; перелог создает возможность дальнейшего, еще большего сужения хозяйственно осваиваемого пространства; в свою очередь трехполье, связанное с применением навозного удобрения, дает сильный толчок к стремлению селения стягивать земельные участки поблизости. «Участки с трехпольным севооборотом оказываются сконцентрированными около каждого отдельного селения. Трехпольное хозяйство завершило процесс раздробления племенной территории, начало которого мы констатировали, говоря о переходе коми от бродячего охотничьего быта к оседлому... Ранее он свободно гулял по всей племенной территории; оседлое охотничество и подсечно-огневое хозяйство вынуждают его ограничить свои странствования меньшим районом; залежное хозяйство ведет к еще большим ограничениям, и, наконец, трехполье запирает его на небольшой площади, прилегающей непосредственно к селению» 3.[ ...]

Удобряемые земли длительного посевного пользования собираются возле поселенного пункта в один совокупный массив. Соответственно изменяется форма и селищно-хозяйственная функция поселения. Давний односемейный починок, как обособленное новинное поселение на росчисти, столь отвечавшее хозяйственной структуре подсечного земледелия, превращается в соло.[ ...]

Вернуться к оглавлению