За последние годы интерес к искусству интеръерного озеленения значительно,возрос. Этому способствовали многочисленные районные общегородские цветочные выставки, смотры-конкурсы, организуемые павильоном «Цветоводство и озеленение» на ВДНХ, регулярная информация о передовом зарубежном и отечественном опыте, публикуемая в периодической печати, в частности журналах «Цветоводство» и «Архитектура СССР».[ ...]
Проектирование и создание зеленых интерьеров — особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса, поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов нередко работают совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Приемы озеленения жилых, общественных и производственно-промышленных зданий имеют свою специфику, связанную с их функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом.[ ...]
Зимний сад является самой совершенной формой внутреннего озеленения, сочетающей знания архитектуры, инженерного дела и садово-паркового искусства. Он размещается в специальном помещении с регулируемым климатом, где заранее предусматриваются все необходимые технические параметры для обеспечения жизни растений и отдыха человека. Сочетанием строительных материалов, малых форм архитектуры и растительности создаются разнообразные зеленые интерьеры, перерезаемые дорожками и чередующиеся с площадками для отдыха посетителей. Каждый фрагмент сада с умело подобранной растительностью представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое. В оформлении зимнего сада используют бассейны, деревянные террасы, декоративную мебель, такие малые архитектурные формы, как экраны с вертикальными решетками для вьющихся растений, навесы и трельяжи. Температура воздуха в зимнем саду поддерживается на уровне 16—18°, относительная влажность — 60—65%.[ ...]
Характерной особенностью современного интерьерного озеленения является рациональное использование вертикальной плоскости. Емкости с растениями крепят на кронштейнах у капитальных стен и колонн, помещают на декоративные решетки, застекленные перегородки и экраны, служащие опорой для вьющихся и ампельных растений и выполняющие функцию разделения пространства на отдельные зоны или уголки. Там, где позволяет архитектурная планировка здания, используют для подвесного озеленения ниши, арки, входы в здания и оконные проемы. Очень красивы подвешенные к потолку «цветочные люстры» — вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках-держателях. Вертикальное озеленение позволяет максимально насытить помещение зелеными растениями, не занимая полезную напольную площадь.[ ...]
Современной тенденцией развития интерьерного озеленения является сближение архитектуры с природой, которое находит 01ражение в использовании средств декоративно-прикладного искусства, различных природных материалов и создании объемно-пространственных композиций, напоминающих природные ландшафты, уголки живой природы.[ ...]
Большое значение придается внешнему виду емкостей, в которых содержатся растения. В цветочных магазинах можно приобрести изящные декоративные, пластмассовые и керамические, настольные, настенные и подвесные кашпо-вазы, предназначенные главным образом для озеленения квартир и малогабаритных служебных помещений. Ярко окрашенные пластмассовые кашпо хороши для детских комнат. Низкие керамические вазоны разнообразной формы и окраски можно использовать для устройства живописных миниатюрных композиций, украшающих интерьер гостиной. Местная промышленность Прибалтики, Украины и Молдавии изготовляет декоративную посуду для растений нередко с национальным орнаментом. Модная черта современного интерьера — подвесы для растений, сплетенные в технике макраме.[ ...]
В Москве из-за нехватки промышленного ассортимента емкостей учреждениям нередко приходится изготовлять необходимые контейнеры для посадки растений самим или заказывать их в мастерских по индивидуальным эскизам. Контейнеры выполняют из дерева, пластика, жести, керамики, кирпича с последующей декоративной отделкой наружной поверхности. Они должны иметь надежную гидроизоляцию и устройство для стока поливной воды. По форме и размерам контейнеры сильно варьируют, для конкретного интерьера их подбирают таким образом, чтобы они хорошо вписывались в пространство, гармонировали с окружающим фоном и соответствовали размеру и объему запланированных к посадке растений. Для крупных растений рациональны следующие варианты размеров: 70 X 70 см по периметру, 60 см по высоте и 50 X 50 см по периметру и 40 см по высоте. Для посадки мелких растений оптимальная глубина контейнера — 25 см. Для удобства компоновки контейнеров в различные группы их делают передвижными — на колесиках или цоколе. По форме они бывают круглыми, квадратными, треугольными, шестигранными и свободных криволинейных очертаний (см. рис. 84). Крупные глубокие контейнеры снабжены дренажными отверстиями в днище диаметром не менее 1 см и должны стоять на поддонах. В контейнеры меньшего размера вставляют вкладыши из металла или пластика для гидроизоляции и устраивают значительный дренажный слой, составляющий не менее одной четверти объема емкости.[ ...]
Фрагмент зимнего сада организуется в напольном контейнере из монолитного железобетона глубиной не менее 1 м с хорошо дренируемым основанием. На дно такого контейнера насыпается дренажный слой из битых кирпичей, керамзита и древесного угля, а сверху — плодородный слой земли, в который высаживаются растения. Другой вариант емкости для зимнего сада — контейнер с бортами, возвышающимися над уровнем пола на одну пятую часть общей глубины емкости. Борта могут быть облицованы плиткой или штукатуркой с мраморной крошкой (рис. 85, 86). Широко применяются в современных общественных зданиях и оцинкованные ванны разнообразной формы с галькой или ракушечником в качестве заполнителя, в который погружают горшечные растения.[ ...]
Групповые посадки растений в общую емкость — наиболее распространенный способ их содержания в интерьере. Растения в группе дольше сохраняют влагу в почве и воздухе, занимают меньшую площадь и отличаются высокой декоративностью. Растениеводы-дизайнеры создали целую науку построения художественно-декоративных композиций из живых растений. Такие композиции представляют собой как бы живые объемные картины, в которых гармонично сочетаются все декоративные признаки составляющих их растений. Они могут быть симметричными, асимметричными или построенными по принципу свободного, естественного расположения растений.[ ...]
Главное условие построения устойчивой, длительно функционирующей композиции — правильный подбор видов с точки зрения их экологии, а именно одинаковых требований к режиму полива, освещенности и составу почвы. Важно учитывать при групповой посадке характер корневой системы и скорость роста каждого вида. В низкие вазоны сажают растения с поверхностной корневой системой глубокие — с сильной стержневой. При свободной посадке в грунт растения очень быстро и пышно разрастаются, теряя изначальные пропорции. Такой способ посадки пригоден для композиций, построенных симметрично, т. е. обозримых со всех сторон, и по принципу свободного, естественного расположения растений. При построении асимметричных композиций каждое растение лучше культивировать в отдельном горшке, а объединять в группу при помощи любого заполнителя — торфа, мха, вермикулита, песка, керамзита. Горшечная культура сдерживает развитие корневых систем и соответственно надземных частей растений, замедляет их рост, и композиция в целом дольше сохраняет изначальные пропорции. Преимуществом такой посадки является также возможность при необходимости быстрой замены одного экземпляра другим без повреждения корней растения. Текущий уход за композициями состоит в поливе и подкормке с учетом ритма развития растений чередования периодов покоя и вегетации, своевременной пинциров ке и обрезке. Групповые посадки и солитеры в передвижных емкостях рекомендуется периодически поворачивать, чтобы избежать неравномерного роста побегов из-за одностороннего освещения.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Фрагмент зимнего сада в Томилинском птицеводческом объединении. За окном мороз, а в саду цветет крестовник крупнолистный |
Цветочницы в фойе актового зала |
Садик» у окна. Орнаментальная композиция |
Фрагмент интерьера «Уголок тропического леса» |
Уголок зимнего сада |