Комфортной визуальной средой мы называем среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерны наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части видимой картины) в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.[ ...]
Современный многоэтажный дом является полной противоположностью прекрасному уголку живой природы (рис. 127). Здесь вообще нет ни одной кривой линии. Вместо силуэта - прямая линия вверху, вместо разнообразия элементов - 143 одинаковых окна, сгущения разнородных элементов также нет. Весь дом ясен и понятен с первого взгляда. Глядя на это творение рук человеческих, вряд ли кто-то вспомнит поэтические строки. Скорее душа содрогнется от этого «многоглазого чудовища».[ ...]
В комфортной видимой среде в таком же истинном режиме работают и фоторецепторы сетчатки глаза, в частности системы включения и выключения (оп- и оГ(-системы). Ведь в лесу после каждой саккады меняется видимая «картинка». Практически исключена ситуация повтора одного и того же изображения на сетчатке глаза. Благодаря этому каждый раз создается перепад освещенности на отдельном фоторецепторе, который, адекватно срабатывая, выдает серию импульсов. Следовательно, есть саккада - действие, и есть информация о совершенном действии. Причем после каждой саккады в зрительные центры коры мозга поступает информация о новой картинке: саккада - картинка, еще саккада - и еще картинка и т.д. Это и есть привычный режим работы зрительного анализатора.[ ...]
Может возникнуть вопрос: «В какое место в лесу ориентирована первая саккада?». Первая саккада практически не имеет какой-либо привязки к конкретному месту. Автоматия саккад - это процесс стохастический, соответственно и первая саккада имеет случайную ориентацию. Позже, после нескольких саккад, внимание человека может привлечь некая доминанта (крест церквушки, высокое дерево, гора и т.п.). И тогда именно туда и будут направлены саккады. Внимание человека будет приковано к доминанте до тех пор, пока она будет ему интересна. Затем будут проанализированы боковые виды, соответственно и саккады будут ориентированы вправо и влево. После этого глаз вновь возвращается к доминанте. Так может повторяться несколько раз. К этому следует добавить, что первой саккады практически не может быть, потому что, когда человек приближался к лесу, у него автоматия саккад работала в прежнем режиме. Аналогичный процесс имеет место и при зрительном восприятии архитектурных объектов.[ ...]
В литературе распространено мнение о том, что после основной саккады имеются корректировочные саккады, которые исправляют ошибку - перелет или недолет. Эта точка зрения пришла из военной практики. По нашим данным, последующие саккады ничего не корректируют, а имеет место обычная автоматия саккады (Филин, 2002). В лесу корректировочных саккад не может быть вообще, так как там нет строгой цели. Саккады «сыпятся» сами по себе в чистом виде. Пользуясь военной терминологией, в лесу саккады осуществляют «ковровую бомбардировку». Так называемый квадрат поражения в данном случае определяется размерами наиболее предпочтительной области движений глаз. Данная область составляет около 30 угл. град, телесного угла. В этой области и «стреляют» саккады по цели. При этом саккады распределены не равномерно по «квадрату поражения», а избирательно, с учетом узловых композиций в видимом поле.[ ...]
Видимая среда в лесу является наиболее комфортной для работы бинокулярного аппарата, так как здесь имеется достаточное число выраженных контуров, и изображения, поступающие от правого и левого глаз, легко сливаются в единый образ в коре мозга.[ ...]
Мы рассмотрели визуальную среду в лесу с физиологических позиций - достаточности числа и разнообразия видимых элементов. Следует также остановиться и на эстетической стороне: в лесу перечисленные элементы расположены по законам гармонии. Природой нельзя «насытиться». Нельзя сказать: «Я был в лесу и больше туда не хочу идти». Всякий раз природа манит нас, так как она является комфортной визуальной средой.[ ...]
О благотворном влиянии на человека прогулок в лесу читателю хорошо известно. По распространенному мнению, это воздействие чистого лесного воздуха. Этого нельзя отрицать. Но вместе с тем именно лес представляет собой комфортную визуальную среду, в которой глаза могут полноценно работать. На эту особенность обратил внимание наш великий историк Н. Карамзин еще 200 лет назад: «Ныне ввечеру чувствовал я в душе своей великую тягость и скуку: каждая мысль, которая приходила ко мне в голову, давила мозг мой; мне неловко было ни стоять, ни ходить. Я пошел в Бастион, здешнее гульбище, - лег на углу вала и дал глазам своим волю перебегать от предмета к предмету. Мало-помалу голова моя облегчилась вместе с моим сердцем» (Женева, 2 октября 1789 г., «Письма русского путешественника»). Слова великого историка поражают точностью описания автоматии саккад в нашем понимании. Сам он не предпринимал каких-либо усилий смотреть на предметы, а именно, «дал волю глазам своим перебегать от предмета к предмету». Это значит, что Н. Карамзин дал волю автоматии саккад работать в своем истинном режиме.[ ...]
Таким образом, комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная визуальная среда должна приближаться к естественной.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Природа является комфортной визуальной средой - здесь большое разнообразие видимых элементов |