В городских условиях человеку довольно часто приходится встречаться с динамическими агрессивными полями. Такая ситуация возникает, например, всякий раз, когда пассажир, находясь в движущемся Транспорте, смотрит в окно на проносящуюся мимо вереницу домов; в метро, где кафельные стены на каждой Станции «прочерчивают» их глаза; многократное динамическое воздействие агрессивных полей испытывают пассажиры электричек: платформы с вертикальными решетками ограждений, шпалы попутных веток, мчащиеся встречные поезда и строения вдоль дорог. Если учесть, что миллионк горожан ежедневно проводят в транспорте от 20 мин. до 1 ч и более, то можно себе представить, какое сильное суммарное воздействие оказывают динамические агрессивные поля на человека.[ ...]
В отдельных опытах мы закрепляли темную точку в центре экрана и просили испытуемого фиксировать ее, не обращая внимания на движение шахматных тестов. Судя по отчетам испытуемых, это была довольно сложная задача. Она требовала большой мобилизации, саккады при этом практически не регистрировались, а плавные колебания глаз увеличивались по амплитуде до 3-4 угл. град.[ ...]
Агрессивные визуальные поля, и в особенности динамические, вызывают ритмическое поступление сигналов с фоторецепторов в мозг, что провоцирует объединение нервных клеток, так как режим их работы может входить в резонанс с поступающими сигналами. Причем в данном случае ритмические сигналы после очередной саккады идут не только с сетчатки, но и с проприоре-цепторов глазных мышц. Автоматия саккад, являясь одним из антимонопольных механизмов, в данном случае становится своей противоположностью и создает условия, способствующие объединению нервных клеток в большие группы, которые при достижении критической массы могут вызвать эпилептический припадок у человека. В этом заключается пагубное воздействие динамических визуальных полей. Избавиться от такого воздействия практически невозможно. Фиксация любого неподвижного объекта в поле зрения требует от испытуемого огромных усилий и ведет к перемещениям глаз большой амплитуды. Таким образом, динамическое агрессивное поле оказывает большое влияние на автоматию саккад, изменяя существенным образом ее параметры.[ ...]
В современных условиях практически в любой отрасли производства человек находится в неблагоприятной визуальной среде. Данное утверждение легко проиллюстрировать примерами.[ ...]
Строительная индустрия. Чрезвычайно много примеров неблагоприятной визуальной среды на предприятиях, выпускающих строительные материалы. Дырчатые плиты с позиции видеоэкологии можно считать настоящим бедствием. На плите размером 0.5 х 0.5 м имеются сотни отверстий, которые отчетливо выделяются при любом освещении и буквально «бьют по глазам». Обычно на область ясного видения глаза (около 2 угл. град.) с расстояния 2 м приходится более двух изображений отверстий. В этом случае глаз физически не может фиксировать и удерживать в поле зрения одно отверстие. Большое их число создает настоящее агрессивное видимое поле, на которое вынуждены смотреть работники предприятия, получая при этом после каждой саккады удар по нервной системе.[ ...]
Кирпичи. При производстве кирпичей люди вынуждены смотреть на одинаковые изделия на всех стадиях производства: на конвейере при формовании сырца, при установке на вагонетки для обжига, при выгрузке из печи и т.д. На территории кирпичного завода размещаются готовые упаковки с уложенными в «елочку» кирпичами. Между ними люди ходят весь день и постоянно испытывают на себе воздействие агрессивной видимой среды. При этом щелевой кирпич, выпуск которого нарастает год от года, воздействует на человека с большей силой (рис. 95). Негативные последствия «кирпичного» визуального поля не заканчиваются на кирпичном заводе. Они продолжаются на стройках, где создается агрессивная среда в законченных градостроительных объемах (приложение 1, рис. 26).[ ...]
Устроители одной конференции в Подмосковье оказались в крайне затруднительной ситуации, увидев зал для предстоящих заседаний, оформленный облицовочным кирпичом. С помощью хвойных веток удалось кое-что поправить, прикрыть колонны и стены. Тем не менее, находиться в таком зале было крайне неприятно. На всех участников отрицательно воздействовал вид кирпичных стен и колонн. Зеленые ветки не могли в полной мере противостоять влиянию этого негативного фактора. Интерьер зала тяготил присутствующих, многие ждали перерыва. Снаружи, прямо у двери стояли могучие ели. Здесь была комфортная среда для глаз, созданная природой, а внутри - вредная, сотворенная руками человека. К сожалению, таких залов по стране очень много. Строители полюбили облицовочный кирпич, применяют его повсеместно, так как в значительной мере упрощается технология отделочных работ. Находка нашла своих почитателей, тем более, что никто не чинил этому препятствий. Наряду со стенами конференц-залов такая отделка появилась в кинотеатрах, кафе, заводских столовых и на станциях метро. Процесс все еще продолжается, и наши экономические трудности только способствуют массовому внедрению относительно недорогого способа формирования среды обитания человека.[ ...]
Кроме того, оформление интерьера с помощью облицовочного кирпича показалось кое-кому достаточно трудоемким процессом, и художники быстро «исправили» ситуацию. Они «изобрели» обои «под кирпич», благодаря чему создание агрессивной среды было поставлено на поток. Те, кому не досталось обоев «под кирпич», особенно не отчаивались. Они раскрашивали «под кирпич» стены. Работа сама по себе очень трудоемкая - нужно кисточкой провести ровные белые линии по коричневому полю. Но трудности не остановили творцов.[ ...]
Рейка часто используется в оформлении интерьера общественных зданий. Возможно, начало такой традиции в нашей стране исходит из применения этих изделий в оформлении Кремлевского дворца съездов. Именно здесь в огромном количестве была применена рейка из сибирской лиственницы, от чего зал приобрел агрессивный вид. Пример оказался настолько заразительным, что в любом областном городе дома политпросвета были оформлены аналогичным способом. Только делалось это еще более назойливо - и полосы шире, и выступающие части досок побольше, и весь «забор» их протяженнее и выше. Человеку находиться в таком зале крайне тяжело, для зрения это крайне неприемлемо.[ ...]
Зарубежные дизайнеры довольно часто применяют рейки для оформления интерьера офисов (приложение 1, рис. 56). Полукруглый экран из большого числа реек не защищает человека, он берет его в свои «объятья». Мягкая мебель и ковер в данном случае вступают в явное противоречие. Мировой опыт оформления интерьеров и создания комфортной визуальной среды здесь полностью проигнорирован (приложение 1, рис. 58).[ ...]
Рисунки к данной главе:
Вернуться к оглавлению