Поиск по сайту:


Агрессивная видимая среда в городе

С другой стороны, и автоматия саккад не может полноценно работать при встрече человека с таким агрессивным полем. Глаза не могут «зацепиться» за одно окно и минимизировать амплитуду своих саккад. В то же время человек не может определить, какое окно он фиксировал до саккады и какое окно фиксирует после ее завершения. Окон так много и они настолько одинаковы, что по существу нарушается основная функция зрения - определение, куда смотрят глаза и что они видят. Ничего подобного не происходит при пребывании человека в естественной среде, где он точно знает, на какой предмет смотрят его глаза, какого размера этот предмет и на каком расстоянии он находится, в силу чего человек воспринимает адекватно окружающий его мир.[ ...]

Как мы не раз отмечали, автоматии саккад переносят взор наших глаз с одного окна на другое через 0.5-1.0 с. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и так же информация: «окно», «окно», «окно». Такая повторяемость неизбежно ведет к перегрузке мозга одной и той же информацией. В лесу, к примеру, нет такого назойливого повтора, так как после каждой саккады в мозг идет новая «картинка». С аналогичными «картинками» человек имеет дело и тогда, когда рассматривает старинное здание с богатой архитектурой (рис. 59). Здесь после каждой саккады в мозг идет новая информация. Некоторое время полагали, что архитектурные украшения - это некие излишества. На самом деле - это необходимые функциональные элементы, без которых, глаз не может работать полноценно (рис. 59). Именно так их и оценивали ранее создатели лучших архитектурных сооружений.[ ...]

Совсем иную картину видит человек с левой стороны этого же моста, где его глазам открывается панорама Кремля (приложение 1, рис. 23). Прежде всего, радует цветовая гамма: колокольня с золотым куполом, кремлевская стена с башенками и кремлевский дворец в глубине. Глаз перескакивает с одного элемента на другой и каждый раз «он знает», куда он смотрит и что он видит. После каждой саккады глаз имеет возможность прочно зацепиться. Архитектор, по-видимому, как раз именно этого и добивался. Сопоставляя эти две фотографии, создается впечатление, что эти два комплекса строились по разным эстетическим критериям: в одном превалировал художественный замысел, а в другом - инженерный подход. Голый рационализм в архитектуре, как мы видим, находится в полном противоречии с законами зрительного восприятия.[ ...]

В практике градостроительства есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. В Москве наиболее ярким примером может быть Новый Арбат, состоящий из гигантских «домов-книжек» по одной стороне и башен с «гребенками» балконов по другой (рис. 60).[ ...]

С противоположной стороны улицы «дом-книга» как бы схватывает человека в свои бетонные объятия, и глаза его оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на «стену-сетку», любоваться ею невозможно, так как глазу после саккады не на чем остановиться, какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их числа глаз физически не может.[ ...]

Снимок тех же самых зданий, сделанный с другой стороны наглядно иллюстрирует как прямоугольники гигантских размеров буквально вторглись в живую ткань города, безжалостно растоптав ее (приложение 1, рис. 25). Такие чудовища вступили в явные противоречия с Храмом Христа Спасителя, на который человек смотрят и спасает свою душу от негативного воздействия агрессивных видимых полей. По сравнению с этими небоскребами здания старой архитектуры смотрится как картинка с выставки (рис. 61). Здесь есть все для созерцания: колонны, арки, окна, вход с навесом, крыша с характерными надстройками. Все здание и каждый элемент его понятен, близок и мил душе человека. Как отмечает в своих трудах Ю.М. Лотман (1974): «Эстетические переживания не равномерно распределены внутри культурного пространства». С этим легко согласиться, однако не до такой же степени, как это имеет место в градостроительной практике последних лет, одни здания вызывают положительные эмоции, тогда как другие - тошноту, головокружение и рвоту.[ ...]

Новодевичий монастырь можно отнести к городским островкам, которые тонут в агрессивной видимой среде Москвы (приложение 1, рис. 29). В современной градостроительной практике есть целые улицы и площади, которые состоят из одних агрессивных видимых полей. Такими примерами могут быть Варшавское шоссе и Октябрьская площадь в Москве, оказавшись на которых, думаешь, как бы оттуда побыстрее выскочить. Любопытное высказывание по этому поводу делает художник Дементьев: «Сейчас все загубили, застроили, запоганили. Дома сталинского времени еще хранят какие-то отголоски старинного чувства красоты, узорную затейливость. Все-таки это делали классные архитекторы - Жолтовский, Руднев, которые еще в Императорской Академии художеств учились. А потом пошел сплошной Ас-сиро-Вавилон. Да-да, тот же культ гладкой плоскости, мертвого прямоугольника, безликой, сверхчеловеческой геометрии. Гигантские клетки, подойдя к которым, чувствуешь себя ничтожеством. И первое чувство - стремглав бежать отсюда, лететь» (устное сообщение). Художник - это своеобразный индикатор в оценке визуальной среды, и со своей стороны он великолепно выразил свои чувства.[ ...]

Именно Октябрьскую площадь все наши респонденты называли самой агрессивной площадью в Москве, попав на которую, хочется «стремглав бежать».[ ...]

Человеку хочется жить на хорошей улице, в хорошем доме и напротив хорошего дома. Кое-кому удается иметь такие условия. Одна знакомая рассказывала мне, что из окон благоустроенной квартиры 6-го этажа добротного дома она любуется прекрасным видом Кремля (приложение 1, рис. 23). В любое время года ее душу наполняет красота кремлевской архитектуры с многочисленными башнями, куполами, главами, шатрами и с возвышающимся золотым шлемом колокольни Ивана Великого, которые, по словам М.Ю. Лермонтова, описать невозможно: «Надо видеть, видеть... Надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению». Конечно же, цены нет такой квартире. И совсем другое дело жить в современном микрорайоне, где с 16-го этажа горожанин видит агрессивную среду, сплошные корпуса с множеством одинаковых элементов (приложение 1, рис. 26).[ ...]

Эффект «объятия» еще больше усиливается при закругленной форме здания. В этом плане гостиница «Космос» по агрессивности может занять первое место. На человека, приближающегося к гостинице, «смотрят» 1200 одинаковых окон (приложение 1, рис. 33). Это значит, что большая часть поля зрения, примерно 120 угл. град, по горизонтали, занято совершенно одинаковыми элементами. «Выскочить» из плена с помощью саккад не удается, так как большая часть саккад имеет амплитуду не более 15 угл. град. Даже поворот головы не спасет дело, плотность «стволов» и их окружение слишком велики, только «руки вверх» перед такой мощью. Зрительный раздражитель в этом случае достигает максимальных значений, он может вызвать головокружение, тошноту и рвоту, а у людей, чувствительных к подобным раздражителям, может вызвать эпилептический припадок. Мы далеки от мысли, что архитектор именно к этому стремился в процессе творческого поиска. Наверняка, как и все его коллеги, он следовал триаде Ветрувия: польза, прочность, красота. Два первых требования, по-видимому, удалось выполнить неплохо, что же касается красоты, то тут вопрос неоднозначный.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Траектории движений глаз (черные пятна и тонкие линии) при предъявлении испытуемому агрессивных тестов («тельняшка»). Расстояние до экрана - 50 см, размер экрана дисплея - 40 х 30 см, продолжительность — 30 с, размер линии - 2.6 мм Траектории движений глаз (черные пятна и тонкие линии) при предъявлении испытуемому агрессивных тестов («тельняшка»). Расстояние до экрана - 50 см, размер экрана дисплея - 40 х 30 см, продолжительность — 30 с, размер линии - 2.6 мм
Траектория движений глаз при предъявлении испытуемому агрессивного «шахматного поля». Размер квадрата 2.6 х 2.6 мм. Остальные обозначения как на рис. 55 Траектория движений глаз при предъявлении испытуемому агрессивного «шахматного поля». Размер квадрата 2.6 х 2.6 мм. Остальные обозначения как на рис. 55
Траектория движений глаз при предъявлении испытуемому агрессивного поля («прожектор»). Размер линии 2,6 мм. Остальные обозначения те же, что и на рис. 55 Траектория движений глаз при предъявлении испытуемому агрессивного поля («прожектор»). Размер линии 2,6 мм. Остальные обозначения те же, что и на рис. 55
Типичный пример агрессивного видимого поля, созданного большим числом одинаковых окон на стене здания (на фотографии 336 окон), которое своим видом напоминает «ткань в горошек». Человек физически не может смотреть на эту фотографию, эстетического наслаждения она также ему не доставляет (Москва, фото автора) Типичный пример агрессивного видимого поля, созданного большим числом одинаковых окон на стене здания (на фотографии 336 окон), которое своим видом напоминает «ткань в горошек». Человек физически не может смотреть на эту фотографию, эстетического наслаждения она также ему не доставляет (Москва, фото автора)
Рижский вокзал в Москве. Большое разнообразие структурных элементов создает благоприятное видимое поле. Архитектурные украшения - это никак не излишества, это необходимые функциональные элементы, без которых глаз не может полноценно работать Рижский вокзал в Москве. Большое разнообразие структурных элементов создает благоприятное видимое поле. Архитектурные украшения - это никак не излишества, это необходимые функциональные элементы, без которых глаз не может полноценно работать
Здания «новой архитектуры» на ул. Новый Арбат (Москва) создают вредные для глаз агрессивные видимые поля огромного размера, вид которых отторгает взгляд человека Здания «новой архитектуры» на ул. Новый Арбат (Москва) создают вредные для глаз агрессивные видимые поля огромного размера, вид которых отторгает взгляд человека
Здание старой Москвы, вид которого как магнит притягивает взгляд человека (ул. Неглинная, фото автора) Здание старой Москвы, вид которого как магнит притягивает взгляд человека (ул. Неглинная, фото автора)
Жилой дом на Садовом кольце в Москве (архитектор И. Жолтовский, 1950 г., фото автора). На вопрос Жилой дом на Садовом кольце в Москве (архитектор И. Жолтовский, 1950 г., фото автора). На вопрос
Вид Сиэтла (США, фото А. Каткова). Множество небоскребов создают агрессивные поля разного размера и растра, в которых практически отсутствуют реперные точки для фиксации глаз после саккады Вид Сиэтла (США, фото А. Каткова). Множество небоскребов создают агрессивные поля разного размера и растра, в которых практически отсутствуют реперные точки для фиксации глаз после саккады
Москва. Красная площадь. «Перед картиной этой чудной цепенеют глаз и ум - и, тревоги многолюдной позабыв поток и шум, ты душой уединишься! Весь ты зренье и любовь...» (П. Вяземский, «Венеция») Москва. Красная площадь. «Перед картиной этой чудной цепенеют глаз и ум - и, тревоги многолюдной позабыв поток и шум, ты душой уединишься! Весь ты зренье и любовь...» (П. Вяземский, «Венеция»)
Здание национального театра в Токио с выразительными ребристыми конструкциями создает мощное агрессивное поле Здание национального театра в Токио с выразительными ребристыми конструкциями создает мощное агрессивное поле
Многоэтажное здание с большим числом «холодных» окон создает мощное агрессивное поле. Соседнее здание также является «агрессивным». В итоге у горожанина, оказавшегося в этом месте, в поле зрения попадает множество неблагоприятных видимых элементов (Стокгольм, Швеция, фото автора) Многоэтажное здание с большим числом «холодных» окон создает мощное агрессивное поле. Соседнее здание также является «агрессивным». В итоге у горожанина, оказавшегося в этом месте, в поле зрения попадает множество неблагоприятных видимых элементов (Стокгольм, Швеция, фото автора)
Старинные здания, содержащие большое число различных по структуре и цветовой гамме видимых элементов, создают благоприятную визуальную среду (Стокгольм, Швеция, фото автора) Старинные здания, содержащие большое число различных по структуре и цветовой гамме видимых элементов, создают благоприятную визуальную среду (Стокгольм, Швеция, фото автора)
Пример рационалистической архитектуры без излишеств, «кристаллической» ясности. Большие плоскости, с изобилием одинаковых окон, создают агрессивное видимое поле (Москва). Пример рационалистической архитектуры без излишеств, «кристаллической» ясности. Большие плоскости, с изобилием одинаковых окон, создают агрессивное видимое поле (Москва).
Пример откровенного конструктивизма из стекла, бетона и алюминия, на котором отсутствуют какие-либо элементы для фиксации глаз. «Дома, дома, дома, что айсберги в ночи. Плодятся, как чума, кричи, хоть не кричи. Все на одно лицо Пример откровенного конструктивизма из стекла, бетона и алюминия, на котором отсутствуют какие-либо элементы для фиксации глаз. «Дома, дома, дома, что айсберги в ночи. Плодятся, как чума, кричи, хоть не кричи. Все на одно лицо
Многие общественные здания выполнены с использованием большого числа одинаковых элементов, что порождает агрессивные видимые поля в городской среде (вверху - бывш. крайком КПСС и памятник О. Куусинену, Петрозаводск; внизу - спортивный комплекс, Москва). Решетки, ограды и ребристая стена приводят к наложению одного агрессивного поля на другое Многие общественные здания выполнены с использованием большого числа одинаковых элементов, что порождает агрессивные видимые поля в городской среде (вверху - бывш. крайком КПСС и памятник О. Куусинену, Петрозаводск; внизу - спортивный комплекс, Москва). Решетки, ограды и ребристая стена приводят к наложению одного агрессивного поля на другое
Эскалатор в метро является сильным зрительным раздражителем - это агрессивное поле в динамике (фото автора) Эскалатор в метро является сильным зрительным раздражителем - это агрессивное поле в динамике (фото автора)
Агрессивная стена на станции метро «Щукинская», состоящая из большого числа вертикальных линий коричневого цвета (по-видимому, гофрированный металл) Агрессивная стена на станции метро «Щукинская», состоящая из большого числа вертикальных линий коричневого цвета (по-видимому, гофрированный металл)
На многих станциях метро в Москве установлены такие ящики, видимо, для хранения инвентаря. Своим видом они отрицательно воздействуют на пассажиров, так как являются агрессивным полем (фото автора) На многих станциях метро в Москве установлены такие ящики, видимо, для хранения инвентаря. Своим видом они отрицательно воздействуют на пассажиров, так как являются агрессивным полем (фото автора)
Агрессивный вид станции метро «Октябрьская» (фото авт эа) Агрессивный вид станции метро «Октябрьская» (фото авт  эа)
Один из корпусов завода «Серп и молот», во внешнем облике которого использовано множество одинаковых элементов, создающих агрессивное видимое поле. На стене этого здания трудно найти деталь, которую мог бы зафиксировать взгляд (Москва, фото автора) Один из корпусов завода «Серп и молот», во внешнем облике которого использовано множество одинаковых элементов, создающих агрессивное видимое поле. На стене этого здания трудно найти деталь, которую мог бы зафиксировать взгляд (Москва, фото автора)
Старое здание электролампового завода естественно вписывается в визуальную среду города, не разрушая ее (Москва, фото автора) п Старое здание электролампового завода естественно вписывается в визуальную среду города, не разрушая ее (Москва, фото автора) п
Бетонный забор по типу агрессивного поля Бетонный забор по типу агрессивного поля
Чугунная решетка, выполненная с- большим художественным вкусом, своим видом украсила уголок города Чугунная решетка, выполненная с- большим художественным вкусом, своим видом украсила уголок города
Палатка, в которой использовано много решеток и гофрированных металлических листов, создает агрессивное видимое поле (Москва, фото автора) Палатка, в которой использовано много решеток и гофрированных металлических листов, создает агрессивное видимое поле (Москва, фото автора)
Этот чудесный терем был возрожден несколько лет назад. В настоящее время в нем находится ресторан «Русский чай» (Барнаул, фото В. Садчикова). «Да, пьет душа из глаз алмазный ток окрест, да , пьет в который раз...» (А. Белый) Этот чудесный терем был возрожден несколько лет назад. В настоящее время в нем находится ресторан «Русский чай» (Барнаул, фото В. Садчикова). «Да, пьет душа из глаз алмазный ток окрест, да , пьет в который раз...» (А. Белый)
Гаражи-ракушки преумножают агрессивную визуальную среду в городе (фото автора) Гаражи-ракушки преумножают агрессивную визуальную среду в городе (фото автора)
Нет места, куда бы не проникли назойливые агрессивные поля. В телефонной будке посетитель вынужден «поедать их глазами» Нет места, куда бы не проникли назойливые агрессивные поля. В телефонной будке посетитель вынужден «поедать их глазами»
Пример использования одинаковых облицовочных плит для внешней отделки кинотеатра. «Прогрессивная технология» привела к созданию еще одного «агрессивного» объекта, вид которого просто «бьет по глазам» (Кисловодск, фото автора) Пример использования одинаковых облицовочных плит для внешней отделки кинотеатра. «Прогрессивная технология» привела к созданию еще одного «агрессивного» объекта, вид которого просто «бьет по глазам» (Кисловодск, фото автора)
Кинотеатр «Слава», построенный по проекту И. Жолтовского, в архитектуре которого нет противоестественных визуальных полей (Москва, фото автора) Кинотеатр «Слава», построенный по проекту И. Жолтовского, в архитектуре которого нет противоестественных визуальных полей (Москва, фото автора)
Пример создания агрессивного поля по сложной технологии - красные кирпичи равномерно рассосредоточены по стене из силикатного кирпича (фото автора) Пример создания агрессивного поля по сложной технологии - красные кирпичи равномерно рассосредоточены по стене из силикатного кирпича (фото автора)
Стена магазина, облицованная черной и белой плиткой, имеет агрессивный вид (фото автора) Стена магазина, облицованная черной и белой плиткой, имеет агрессивный вид (фото автора)
Вернуться к оглавлению