Однородные гомогенные поля окружают человека не только на городских улицах - их достаточно и дома, и на работе. Они начинаются с гладкой входной двери квартиры, продолжаются полированными стенками и заканчиваются кухонной мебелью, облицованной гладким пластиком (рис. 44).[ ...]
В последнее время получил распространение стиль, названный роскошным минимализмом, в котором используется много гомогенных полей: плоское дерево, светящиеся экраны, белизна потолка и однотонный диван (приложение 1, рис. 18). Присутствие двух стульев с синей обивкой не спасает глаз от общей гомогенной среды в квартире. С позиции видеоэкологии это вредный минимализм. «Громкие слова» в подписи к фотографии могут ввести в заблуждение неопытного потребителя, и он может соблазниться на подобный минимализм. Совсем другое дело - классический интерьер с полным набором архитектурных деталей (приложение 1, рис. 20). Такой интерьер создает все условия для отдыха, потому что здесь, прежде всего, отдыхают глаза и получает наслаждение душа человека.[ ...]
Недостаточно элементов для глаза и в квартире с интерьером в духе галльского минимализма (приложение 1, рис. 18). Подобный интерьер некоторые дизайнеры называют стилем благородной геометрии. Какой бы то ни был минимализм или благородная геометрия, он до предела обедняет визуальную среду в собственной квартире и делает ее вредной для проживания. Прошлое, безусловно, интересует многих, оно создавалось с большой любовью к интерьеру собственной квартиры (приложение 1, рис. 20). Достигалось это отнюдь не минимализмом, а путем большого разнообразия видимых элементов.[ ...]
Еще большую проблему видеоэкологии представляют интерьеры промышленных предприятий. К примеру, в электронной промышленности повышенные требования к чистоте и герметичным зонам привели к изобилию гомогенных визуальных полей. Они создаются с применением в большом количестве стекла, пластика, металла, ДСП, пленок, линолеума. Внешний вид самих работников цеха дополняет эту гомогенность. Мне пришлось видеть в одном цехе монтажниц в белых халатах, в белых шапочках и белых перчатках. Рабочий стол и инструменты были также белого цвета. Общую белизну дополняли потолок и кафельные стены. Проживая в столице и работая на предприятии Министерства электронной промышленности, монтажницы цеха находились в условиях, близких к полярным. Как показали опросы монтажниц, 80% из них ежедневно уходят с работы с головной болью. Среди прочих факторов в этом, безусловно, повинна окружающая видимая среда. К сожалению, в таких условиях вынуждены работать годами миллионы рабочих.[ ...]
Не только работники промышленных предприятий, но и врачи значительную часть времени вынуждены находиться в однообразной видимой среде: в медицинских учреждениях и стены, и мебель, и занавески нередко белого цвета. Давно уже отмечено, что работать в операционных, облицованных белым кафелем очень трудно. В последнее время хирурги стали использовать халаты зеленого цвета. Ситуация несколько улучшилась, однако до полного решения проблемы визуальной среды еще очень далеко.[ ...]
Изобилие гомогенной визуальной среды наблюдается, к сожалению, и в детских учреждениях - школах, детских садах и т.п. Правда, в последнее время к формированию комфортной визуальной среды детских учреждений проявляют большой интерес специалисты в области педагогики (Николаева, 1992). Пространственно-предметная организация помещений и прилегающих территорий должна строиться не только на основе педагогической содержательности и целесообразности, но и с учетом зрительного восприятия. Визуальная среда в детских учреждениях должна содержать достаточное разнообразие зрительных элементов. В такой среде глаз сможет работать в собственном режиме, и ребенку там будет легко находиться.[ ...]
Конференц-залы, концертные, кинозал часто изобилуют гомогенными видимыми полями. Особенно тяжело приходится зрителям, когда фон сцены представляет собой голую стену. Такая белая стена как раз есть на сцене Концертного зала им. Чайковского.[ ...]
Автору этих строк пришлось смотреть на стену синего цвета почти 6 ч во время конференции в «Синем зале» Выставочного комплекса на Красной Пресне. И это несмотря на то, что там находилось достаточное число картин, из которых организаторы могли бы легко сделать своеобразный «иконостас». К сожалению, этого не произошло. Такой подход является убедительным показателем нетребовательности к визуальному фактору.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Бабушкин буфет всегда будет в моде, потому что он имеет достаточное число декоративных элементов и благодаря этому он прежде всего соответствует нормам... |
Кабинет директора, состоящий из большого числа гомогенных полей. |