Поиск по сайту:


Сады

Своим возникновением сады1 обязаны желанию человека окружить себя растениями. Большое разнообразие растений позволяет отбирать их не только с учетом полезности, но и эстетической привлекательности. Их приятный аромат, так же как и красота, играют роль в этом отборе. В отношении растений, ставших важными в культуре, например плодовые деревья, часто бывает трудно точно разграничить чисто функциональное и эстетическое значение.[ ...]

Первые сады, о которых имеются сведения, появились в древних культурах Египта и Китая. Именно с этими культурами связано развитие двух противоположных направлений в садоводстве — формализма и натурализма.[ ...]

Египетские сады зародились на краю пустынь, где естественная растительность скудна, создавались по типу искусственных оазисов. Огороженные сады с их прохладой и листвой олицетворяли воду и тень. Сухой климат требует орошения, что привело к созданию небольших, формовых, правильно размещенных посадок. Сад стал выразителем победы человека над природой. Египетский тип сада нашел распространение в Сирии, Иране и Индии и, наконец, в Древнем Риме, хотя и с некоторыми изменениями в зависимости от местных почв, растений и климата. Это прослеживается по остаткам египетских росписей, персидских ковров и римских фресок. Такое представление о саде как о жилище на открытом воздухе не устарело до сих пор. Эта традиция сохранялась почти без изменений на Западе в виде монастырских садов средневековья и дворовых садов арабских культур до современных садов патио.[ ...]

Натурализм в применении к садам можно истолковать как попытку слиться с природой, а не господствовать над ней. Желаемый эффект достигается приданием ландшафту естественного облика — «счастливой случайности природы»,— хотя для достижения этого требуется такое же великое мастерство, как и для садов регулярного стиля. В регулярном стиле сад и ландшафт резко разграничены, в натурализме же эти деления выражены значительно слабее, сад сливается с ландшафтом. Если для формализма характерны прямые геометрические линии, то в основе натурализма лежат свободные кривые линии.[ ...]

Идея натурализма прослеживается до китайской культуры, хотя на Западе этот стиль развился независимо. В традициях Востока растения имели символическое значение. Такое восприятие растений выразилось в их размещении, создании миниатюрных ландшафтов и общем развитии ландшафтного садоводства. Смешение восточного натурализма и западного формализма произошло в XVII в. в Англии, где влияние китайской культуры совпало с отходом от формализма. В английских парках среди готических руин воздвигались китайские пагоды. Подобное выражение натурализма сохранилось по сей день в виде искривленных дорожек, искусственных водоемов и травяных бордюров.[ ...]

В современном садоводстве направление взято на развитие таких планировок, которые своим содержанием отвечали бы жизненным требованиям. Нескованный рамками «натурализма» или «формализма», современный архитектор стремится достичь эстетического выражения путем абстракции. Растения и человек, как и в прошлом, неразрывные спутники. Мы всесторонне подошли к рассмотрению значения «сада», для того чтобы показать, что он несет в себе не только эстетические функции, но и является жизненно необходимым для общества.[ ...]

Вернуться к оглавлению