Всякий раз, когда на нервные центры действует свет, состоящий из колебаний волны определенной длины, т. е. так называемый монохроматический свет, создается ощущение одного из спектральных цветов. Чаще всего приходится иметь дело со светом, который состоит из колебаний нескольких волн различной длины. В этом случае создается ощущение сложных цветов, которых нет среди спектральных. К числу таких сложных цветов относятся, например, все оттенки пурпурного и все ахроматические цвета. В частности, белый цвет представляет собой колебания волн самой разнообразной длины. Каждое из колебаний, составляющих белый цвет, раздражает красные, зеленые и синие нервные центры; вследствие равенства этих раздражений и создается ощущение белого цвета.[ ...]
Однако оно может получиться также в результате раздражения нервных центров колебаниями только двух волн различной длины, если при этом раздражения красных, зеленых и синих нервных центров равны. Такие два цвета, которые при одновременном воздействии на нервные центры вызывают ощущение белого цвета, называют дополнительными.[ ...]
В цветовом конусе дополнительные цвета располагаются на противоположных концах одного диаметра круга (рис. 8, стр. 31). Так, ощущение белого цвета создается при одновременном воздействии на нервные центры желтого и синего спектральных цветов. Желтый цвет возбуждает в одинаковой мере красные и зеленые нервные центры, но почти совсем не возбуждает синих (рис. 10). Если желтый и синий спектральные цвета смешать в таких взаимоотношениях, чтобы синие нервные центры были раздражены так же сильно, как красные и зеленые, то получается ощущение белого цвета. Соотношения, в которых следует брать желтый и синий цвета, чтобы получить белый, можно (см. ниже) определить расчетом и экспериментально.[ ...]
Вернуться к оглавлению