Культуру можно определить как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей.[ ...]
От характера культуры зависят особенности развития социоэкосистем.[ ...]
Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой на основе ответственного отношения к ней. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма. Это значит, что при решении любых проблем необходимо учитывать и природные, и социально-экономические факторы. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, ибо речь идет о сохранении среды его существования.[ ...]
Человечество стало фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на земной поверхности изменений. Теперь от того, насколько будут обоснованы его действия, зависит, быть на Земле природе, пригодной для жизни, или не быть. Следовательно, экологическая реальность как бы замкнулась на самого человека, на его умение взять под свой контроль основные процессы в биосфере. На практике это означает, что человек должен теперь своей деятельностью обеспечить нормальный круговорот вещества на планете. Тем самым он выполнит свою главную биосферную функцию, вписавшись, наконец, в глобальные природные процессы.[ ...]
Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а что они должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет суть экологической культуры.[ ...]
Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений «человек — человек», «человек — общество», включается также целый ряд сторон отношений «человек — природа». С античных времен этика пыталась выявить закон нравственности, разграничивающий добро и зло. По мнению основоположника экологической этики Альберта Швейцера (1875—1965), добро — это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». Этот великий гуманист считал, что там, где человек наносит вред какой-либо жизни, он должен ясно сознавать, насколько это необходимо, что в этом смысле человек не должен делать ничего, кроме неизбежного, — даже самого незначительного.[ ...]
Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.[ ...]
Положения экологической культуры, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности: экономику, технику, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благими пожеланиями и приблизят становление нового, экологического общества.[ ...]
Вернуться к оглавлению