Поиск по сайту:


Гостиница «Космос» является самым мощным агрессивным шлем, так как окружает приближающегося человека и занимает большую часть его поля зрения (фото автора). «Однообразие - смерть, разнообразие - жизнь!» (Михаил Булгаков)

Гостиница «Космос» является самым мощным агрессивным шлем, так как окружает приближающегося человека и занимает большую часть его поля зрения (фото автора). «Однообразие - смерть, разнообразие - жизнь!» (Михаил Булгаков)

Дом, построенный Ле Корбюзье в 1928 г., Якуб Вуек (1990) назвал «памятником типовому проекту», в котором отчетливо выразилось пренебрежение к визуальной среде (рис. 33). Для Ле Корбюзье и его сподвижников понятие «новый» отождествлялось с понятием «хороший». Думается, если бы за критерий хорошего был взят критерий зрительного восприятия, то таких гомогенных полей мы бы не имели. Но, к сожалению, этого не произошло, и мы являемся свидетелями наводнения «новыми» типовыми проектами всех городов мира. На соседних фотографиях приведены творения двух французов, один из которых был сослан царем на окраину России, а другой процветал во Франции, увлекая за собой сподвижников кубистской концепцией в архитектуре (рис. 33 и 34). Два разных века, два подхода. Но один дом построен на века, а другой - в угоду времени. Один дом строился с учетом видеоэкологии, а другой - под влиянием идеи конструктивизма.~~Эффект «объятия» еще больше усиливается при закругленной форме здания. В этом плане гостиница «Космос» по агрессивности может занять первое место. На человека, приближающегося к гостинице, «смотрят» 1200 одинаковых окон (приложение 1, рис. 33). Это значит, что большая часть поля зрения, примерно 120 угл. град, по горизонтали, занято совершенно одинаковыми элементами. «Выскочить» из плена с помощью саккад не удается, так как большая часть саккад имеет амплитуду не более 15 угл. град. Даже поворот головы не спасет дело, плотность «стволов» и их окружение слишком велики, только «руки вверх» перед такой мощью. Зрительный раздражитель в этом случае достигает максимальных значений, он может вызвать головокружение, тошноту и рвоту, а у людей, чувствительных к подобным раздражителям, может вызвать эпилептический припадок. Мы далеки от мысли, что архитектор именно к этому стремился в процессе творческого поиска. Наверняка, как и все его коллеги, он следовал триаде Ветрувия: польза, прочность, красота. Два первых требования, по-видимому, удалось выполнить неплохо, что же касается красоты, то тут вопрос неоднозначный.

Скачать страницу

[Выходные данные]

Вернуться к оглавлению