Известна роль арабской науки в истории человеческой культуры. Это лучше всего выяснено по отношению к философии, математике, астрономии, отчасти географии. Ф. Энгельс относил научные открытия арабов к «весьма важным, но лишь спорадическим и по большей части безрезультатно исчезнувшим...» 15. Их представления о почве, к сожалению, остались мало известными. В капитальном сочинении выдающегося советского арабиста академика И. Ю. Крачковского «Арабская географическая литература» (1957), объемом более 75 печатных листов, делается вывод, что «биогеография» у арабов была развита крайне слабо. Заметим, что слово «почва» в этом сочинении не встречается ии разу.[ ...]
Мы уже упоминали арабские версии «Геопоник». Есть указания, что они нашли отражение в сельскохозяйственном труде, написанном в VII в. в Багдаде. Позднее, в XII в., в Севилье (арабское владение в Испании) появился агрономический трактат. Его автор Ибн-аль Аваль цитирует многие места из «Геопоник», в том числе и о почве, и даже называет имя их предполагаемого автора Кассиана (Липшиц, 1960).[ ...]
По-видимому, сведения о почвах в этих кадастрах не стояли выше древнеегипетских, а, может быть, были и ниже. Во всяком случае, нам не известно, как учитывалось качество почв. Во внимание принимались размер обрабатываемой площади и вид культуры: например с виноградника в сравнении с пашней равновеликой площади налог взимался в семь раз больший. При этом плодородие почвы отражалось только в скрытой форме.[ ...]
Греки, римляне и средневековые европейцы обычно считали Аравийский полуостров целиком пустынным и неплодородным. Это объяснялось их знакомством только с прибрежными районами, которые действительно таковы (Niebuhr, 1773). Во внутренних частях полуострова природа нередко иная.[ ...]
Самый выдающийся мыслитель мусульманского мира Абу Ибн Сина, или Авиценна (ок. 980—1037 гг.), родившийся в Бухаре, писал: «Нет ничего холоднее и суше, чем земля... Земля сама по себе не теплая. Оставленная сама по себе, она холодная» иначе она не может быть плотной и тяжелой». Далее Ибн Сина говорит о строении земной коры и почвы: «В середине земного шара должна быть чистая земля, вполне соответствующая простой природе земли. Над этой землей должна быть земля в смеси с водой, то есть глина. Над этим либо вода, либо преобладает земля (здесь в смысле почва — недостаток перевода.— И. /(.)» Эта земля — основа для существования живых существ» (Ибн-Сина, 1967, с. 243, 252). Таким образом, здесь показано, хотя схематично и неточно, но, вероятно, впервые, положение почвы среди других слоев литосферы.[ ...]
По словам А. А. Ярилова, «чрезвычайно хорошо... описан процесс разрушения горных пород, образования новых и превращения их в почву у «братьев чистоты» — членов арабской секты X в.». В обширной цитате, приводимой Яриловым из древнеарабского текста, говорится о постепенном разрушении гор вплоть до того, что они покрываются морем. Оно потом обсыхает, «дождевые потоки сносят сюда глину, песок и перегной, пока эти места не высохнут и не начнут на них произрастать деревья, тростники и зеленые травы... Тогда ими овладевает человек, чтобы получить пользу и прибыль... он избирает их под посев, разведение растений». «Братья чистоты» верили, что «все виды трав, кормов, деревьев и посевов происходят от пеленой и теплой глины» (Ярилов, 1905, с. 163—164, 173). Последняя мысль как бы обожествляет теплую орошаемую почву.[ ...]
Вернуться к оглавлению