Поиск по сайту:


Византия

В 410 г., вождь вестготов Аларих взял «вечный город» и подверг его трехдневному разгрому. Вскоре Западная римская империя окончательно пала, и центр римской государственности и культуры переместился на восток — в Византию. Империя «ромеев», как называли себя византийцы, просуществовала тысячу лет. Сначала это было рабовладельческое государство, но в нем быстро формировался феодализм. На земле работали крестьяне-общинники, находившиеся в зависимости от землевладельцев или государства. С VII в. феодализм здесь возобладал. Главную роль в экономике империи играло сельское хозяйство, а источником дохода государства и феодалов была взимаемая с крестьян рента. Это стимулировало определенный интерес к агрономии и почвам.[ ...]

В Константинополь — столицу Византии — были вывезены многие римские рукописи, в том числе и агрономические, откуда они потом попали в Италию эпохи Возрождения. Начали появляться и местные научные сочинения. Еще в конце IV в., одновременно с Палладием, византиец Феофаст создает компилятивный труд, посвященный почвам и минералам. В VIII в. в империи был принят «Земледельческий закон», который регламентировал аграрные отношения и содержал некоторые пункты, предусматривавшие наказания за порчу земли и полей.[ ...]

Затрагиваются и более точные методы определения качества почвы, например, по Вергилию, путем получения водной вытяжки из «комка почвы» и опробования раствора: «какой вкус будет у этой воды... такой же будет у земли». Но есть существенное добавление, в котором возрождается представление древних эллинов о профиле почвы: комок почвы надо брать «под посев» на глубине 1 фута (30 см), виноградника — 3 фута и плодовых деревьев — 4 фута. Правда, остается неясным, весь ли профиль подлежит изучению или только эти глубины. «Как думали и древние,— замечает автор,— соленой земли следует избегать». На засоленных почвах нужно сажать только финиковую пальму; можно и улучшать их, «пользуясь как удобрением сладкой землей». Вероятно, последний совет исходил из логических предпосылок, а не основывался на практике. Метод «ямы» тоже рекомендуется, но приписывается не Вергилию, в Диофану.[ ...]

Вернуться к оглавлению