Прежде всего необходимо кратко пояснить, что человек воспринимает на самом деле не ландшафт, а пейзаж. Ландшафт нельзя назвать пейзажем, так как ландшафт существует сам по себе, а пейзаж только во взаимодействии с человеком, в той мере и в зависимости от того, как человек его воспринимает. Пейзаж - это видимое пространство, это зримый ландшафт. Географы С.Г. Воскресенский и С.В. Устави-щикова (1997) дают такое определение пейзажа: «Пейзаж - это объективно отражающая поверхность ландшафта и всех его элементов, плюс воспринимаемое человеком, с участием его чувств и культуры». Соответственно, пейзаж меняется в зависимости от воспринимающего субъекта, человека, а ландшафт меняется в зависимости от хода природных процессов и хозяйственной деятельности.[ ...]
Комфортной визуальной средой является природная среда с большим разнообразием зрительных элементов, создающих основу для разнообразия ощущений. В пейзаже человека привлекают подвижность и затейливость рисунка ветвей, варьированность толщины линий, их направленность и контрастность, разнообразие фактур, текстур, колористки, обилием неясных и загадочных мест, интересных для разглядывания и «продалбливания саккада-ми» (приложение 1, рис. 109, 119).[ ...]
В пейзаже человек отдает предпочтение краевому эффекту: вода - берег, опушка леса - поле, горы - моря, холмистая местность - плоская равнина, земля - небо. Именно эти контактные зоны наиболее посещаемы туристами. «Американские специалисты, - пишет В.А. Николаев (2003), - объясняют это психологическими и даже физиологическими потребностями человека в разнообразной, природной среде. Те же исследователи показали, что отталкивающий эффект производят однородные, древесные насаждения, ландшафты старых заболоченных низин, а также обезображенные человеком территории, так называемые антропогенные бедланды». Совершенно верно было акцентировано внимание на физиологической потребности человека, именно такой физиологической потребностью является автоматия саккад. Большое разнообразие природы создает прекрасные условия для работы глаза именно это и задерживает туристов. Тогда как в однородной среде элементов для фиксации взора недостаточно и именно это вызывает отталкивающий эффект, туристы не задерживаются и быстро покидают такие места. В данном случае глаза как бы говорят ногам: «Здесь делать нечего, идем дальше». А девиз у туристов известный: «Иди туда, куда глаза глядят». Глаза же глядят на красивые места и не глядят на некрасивые, от которых турист тут же отворачивается и идет в другую сторону.[ ...]
Горы и каждый их конкретный участок хранят в себе тайну. Эти тайны, можно сказать, расположены по всему периметру. Их нельзя «продолбить» саккадами, так как они непознаваемы и непредсказуемы до конца. Именно это и оставляет высокоэмоциональное впечатление. Здесь коэффициент работы сак-кад максимальный, так как каждая саккада приносит в душу квант красоты максимальной величины. Вряд ли еще где-либо можно достичь такой величины кванта красоты. На Домбае каждая саккада выхватывает новый элемент с новой тайной. Глазам не нужно трудиться, им все дано сполна «на блюдечке». Именно здесь турист может «дать волю своим глазам перебегать от предмета к предмету», как это делал Н. Карамзин более 200 лет назад. Автоматия саккад здесь просто блаженствует, никаких усилий, главное быть самой собой. Человек может расслабиться, слиться с природой гор, почувствовать единство и соучастие в данную минуту. В такие минуты достигается полная гармония человека и природы, и как следствие - полное успокоение; человек от действительности переносится в вечность и там переживает сладостные минуты.[ ...]
В будущем целесообразно на Домбае организовать смотровые площадки для одного человека вдали от музыки и запахов шашлыка. На такой площадке человек мог бы посидеть 2-3 ч и слиться с горными просторами, в этом случае довольно быстро удастся добиться полной релаксации и получить максимальное удовольствие от созерцания. На фотографии горы теряют свою прелесть. Казалось бы, статичные горы должны в полной мере передать впечатление на статичной фотографии. Однако горы не бывают статичными, они живут непрерывно. Вдруг тучка перекрыла часть гор и впечатление изменилось, а затем медленно перед глазами все это открывается. Тень от одной горы упала на другую и плавно перемещается. Над вершинами плывут облака. Особенно быстро картина меняется во время восхода и захода солнца, поэтому, чтобы почувствовать горы Домбая и насладиться ими, нужно неделю просидеть на смотровых площадках.[ ...]
Попытаемся дать оценку перечисленным точкам обзора с позиций движений глаз. Щелевой обзор может легко осуществляться только с помощью движений глаз. В этом случае глаза перемещаются от своего центрального положения на 15 угл. град, вправо и влево. Получается в сумме 30 угл. град., а это как раз наиболее предпочтительная зона движений глаз.[ ...]
Глубина перспективы в значительной мере зависит от рельефа местности.[ ...]
Несколько слов о кулисах. Это древесные, кустарниковые и другие фланговые обрамления пейзажа, создающие видимость его перспективы и концентрирующее визуальное восприятие на главных, наиболее выразительных его частях. В чем же конкретно проявляется их концентрирующее визуальное восприятие? По нашему мнению, кулисы как бы ограничивают амплитуду саккад, они не дают им возможности работать «на вылет» за пределы главной части пейзажа. В этом случае большая часть саккад приходится именно на выразительную доминанту, к примеру на храм вдали. К тому же кулисы сами по себе ясны с первого взгляда, они действительно являются фланговым обрамлением пейзажа. Поэтому на них глаз не «тратит» свои саккады, взор устремлен на доминанту и в это время происходит «продалбливание» ее сакка-дами малой амплитуды.[ ...]
Будучи в Кисловодске, я решил обратиться к художнику, продававшему свои картины: «Почему бы Вам не нарисовать корпус на горе, такой выразительный, такой яркий, стоит на самой вершине?» (приложение 1, рис. 114). «Этот...? Да кому он нужен? Нарисовать можно, но продать нельзя! Кто же его купит? Мы рисуем купола храмов. А это же уродство! Пейзаж был лучше, теперь стал хуже». Я не сдаюсь: «Какие четкие прямые линии, какой ряд окон, какой торец с надписью, какая белизна! Архитектор, наверное, творил с удовольствием, а Вас это не вдохновляет?». «У архитектора была линейка, а у нас ее нет, мы ею не пользуемся. А ряд окон - ужасный, он меня просто раздражает и никакого вдохновения я не испытываю, мое дело горы без всякого бетона! Раскупают хорошо, слова говорят приятные и деньги не жалеют». Возразить тут, конечно, было нечего, художник подтвердил свой уровень.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Точки пейзажного обзора |