Классика имеет полный набор так называемых архитектурных излишеств: колонны, пилястры, карнизы, молдинги, купола, потолочные розетки, камины с накладными панелями, арки с обрамлением, дверные и оконные проемы с сандриками, ниши вмонтированные в стену и накладные, полки и кронштейны, настенные светильники, и люстры, наборный паркет (рис. 153). Теперь эти изделия производятся из различных высококачественных полимеров, отличаются легкостью, их можно красить в любой цвет.[ ...]
В классическом интерьере человек испытывает полноценный отдых и чувство полного расслабления. Потому что в такой визуальной среде красота и собственный режим работы глаз оказывают положительное влияние на все физиологические процессы организма: ровно дышится, равномерно работает сердце, правильно работает желудок, в норме артериальное давление и т.д. Одновременно идет стройный ряд мыслей, на еще и чувство гордости: «все это сделал я, это все мое, я все могу» (приложение 1, рис. 108).[ ...]
Всякие попытки дизайнеров создать что-то оригинальное при оформлении клубов, офисов, ресторанов следует рассматривать как нечто временное, как дань моде. К примеру, в центре Москвы в хорошем доме, подготавливая интерьер для ресторана, дизайнеры оголили стены до кирпича и такими их оставили. В итоге получилась агрессивная визуальная среда, которая теперь окружает посетителей ресторана. Они вынуждены «поедать» агрессивный кирпич вместе с пищей за свои-то деньги. В офисах все заполонил евроремонт, в котором саккадам глаз нечего делать, на голых стенах нет реперных точек, глазу не на чем остановиться.[ ...]
В последнее время в интерьере используются множество светящихся экранов и элегантное светлое дерево. Такой стиль называют «роскошным минимализмом» (приложение 1, рис. 106). По мнению проектировщиков, он демонстрирует радикализм заказчика и его прочное финансовое положение. Мы обратили внимание на тот факт, что в интерьере использовано большое число прямых линий и большое число гомогенных и агрессивных видимых полей. По нашему мнению, такой минимализм создает неблагоприятную визуальную среду, в которой глаза физически не могут полноценно работать. В этой идеальной чистоте «выхолощена душа», а сам интерьер больше подходит не для живых людей, а для роботов.[ ...]
Ложный эстетический минимализм еще раньше проник в офисные учреждения. В Мэрии он воплотился при переоборудовании залов заседаний, приуроченном, как мне кажется, к проведению конференций мэров крупнейших городов (1997). Дизайнеры установили лампы дневного света на наклонной плоскости, их большое число создало агрессивное видимое поле (приложение 1, рис. 107). Именно на эти поля и вынуждены были смотреть участники конференции (27 мэров и сопровождающие их лица). Лица участников различить физически было невозможно, так как они оказались на втором плане, а на первом источник света, к которому глаза адаптировались. В такой неблагоприятной визуальной среде первые лица вынуждены были решать экологические проблемы больших городов. Беда в том, что все это делали столичные специалисты, из столичных материалов и для столичного градоначальника. Все сделано без учета требований видеоэкологии и как следствие этого - неудачно. К сожалению, другие города нередко перенимают столичный опыт и создают то же самое.[ ...]
Таким образом, у дизайнера есть один путь - держаться как можно ближе к классическому стилю и руководствоваться законами зрительного восприятия.[ ...]
Рисунки к данной главе:
Здание железнодорожного вокзала в Великом Устюге (Вологодская обл.) состоит из больших плоскостей, прямых линий и прямых углов, что в итоге создает неблагоприятное видимое поле |
Ощущение теплоты веет от этого милого домика, построенного с большой любовью почти 200 лет назад (Дом Чебаевских, 1799-1801, Великий Устюг, Вологодская обл.) |
Большую коллекцию декоративных элементов предлагает фирма ORAC DECOR |