Малые города России в большинстве своем являются городами с комфортной визуальной средой. Они не так отторгают человека от природы, в них еще сохранились частные дома, в них больше зелени (приложение 1, рис. 101). Тем не менее строительная индустрия их не пощадила. Вторжение высотного дома вносит, как правило, дисгармонию в среду города. Ярким примером этого может быть основанный в XII в. город Великий Устюг (Вологодская обл.). В городе более 30 храмов с колокольнями, множество невысоких старинных особняков, живописно выстроившихся вдоль левого берега реки Сухоны, отличающихся большим разнообразием декора с мотивами барокко и классицизма (рис. 152).[ ...]
К сожалению, таких примеров много, они есть в каждом городе «Золотого кольца» (Сергиев Посад, Ростов Великий, Суздаль). Невосполнимый вред наносят этим старинным городам конструктивистская архитектура. Глаз просто «спотыкается» о бетонные стены «современного модерна», где отсутствуют необходимые зрительные элементы для полноценной работы механизмов зрения.[ ...]
В малых городах исчезают деревянные дома, представляющие в большинстве своем памятники архитектуры и создающие, как правило, комфортную визуальную среду (приложение 1, рис. 102). Сам дом и его фрагменты являются образцами искусства (приложение 1, рис. 103). Приближаться к такому дому, видеть его нельзя без трепета в душе. Он оставляет большой след даже при кратковременном общении с ним. Здесь есть все для автоматии саккад: резьба, солнышко, труба - глаз выхватывает из общей картины эти элементы и потом пробегает по ним много раз, они не надоедают, из них саккады «черпают» красоту и передают все в душу. Все это вызывает чувство радости, света, любви и благодати. Постоял человек около такого дома и очистился душой.[ ...]
Деревенская улица является истинным примером комфортной визуальной среды, прелесть ее неиссякаема. Конечно же, чем меньше деревня, тем в большей гармонии с природой она находится и тем комфортнее в ней визуальная среда. Политика укрупнения деревень нанесла огромный удар по нашим поселениям, деревни городского типа «высосали» людей из комфортной визуальной среды. Сами эти деревни застраиваются типовыми зданиями, наносящими вред видимой среде.[ ...]
В старинных дворцах и сегодня человек чувствует себя прекрасно, комфортная визуальная среда в них формировалась картинами, коврами, плюшевой и суконной драпировкой. Благоприятными для глаз являются сложная форма мебели с богатой отделкой ценными породами дерева, золоченые канделябры, блеск бронзы, великолепные горки со сверкающим хрусталем и фарфором. Простота форм и отсутствие декора в современном интерьере обедняют визуальную среду, делают ее менее пригодной для жизни. К сожалению, стремление к простоте, к ясности и целесообразности, а также борьба с излишеством, мещанством и безвкусицей привели к возникновению проблемы видеоэкологии. Среда оказалась обедненной и менее пригодной для проживания человека, тогда как старинная резная мебель по-прежнему радует глаз. Можно с уверенностью сказать, что так будет всегда, поскольку по насыщенности элементами она отвечает физиологическим нормам зрения.[ ...]
Вернуться к оглавлению