Эксперимент можно считать неплохим, хотя не все в равной мере удалось, о чем мы уже упоминали.[ ...]
Россия переживает бум коттеджного строительства. В Подмосковье за последние 10 лет появилась сотня коттеджных поселков, где интенсивно ведется строительство загородных домов (приложение 1, рис. 97). Накоплен хороший опыт создания комфортной визуальной среды в таких поселках: люди устали от суровой урбанизированной среды и теперь с большой любовью создают собственный дом, в котором практически не встречаются агрессивные и гомогенные поля. Состоятельные хозяева идут еще дальше и создают для себя загородные виллы в классическом стиле. Люди делают для себя и принцип подхода известен - все должно радовать глаз, быть удобным и надежным. Собственный дом с участком земли всегда являлся заветной мечтой и был признаком благополучия. В этом плане человек напоминает птицу, которая вокруг своего гнезда имеет некоторое пространство, принадлежащее только ей. Многие горожане в лучшем случае имеют «гнездо», но лишены всякого пространства и в этой связи вынуждены длительно пребывать в неблагоприятной визуальной среде.[ ...]
К сожалению, и при строительстве частного дома иногда используются подходы, сформировавшиеся в большой архитектуре. Вилла в Висбадене построена исключительно из прямых линий и прямых углов - худших элементов, которые практически отсутствуют в природе (приложение 1, рис. 98). Архитектор создавал свое творение под девизом оптимального сосуществования человека и пространства. Нам представляется, что он не справился с поставленной задачей, так как вряд ли можно достичь оптимального сосуществования человека, оказавшегося внутри белого куба. «Основная идея проекта, - пишет Наталья Валина, - была сформулирована сразу же: чистые формы (был выбран классический минималистический куб) и чистые цвета (белый цвет преобладает как в экстерьере, так и в интерьере)» (Интерьер-дайджест, май 2005 г., с. 106-116). Чистые формы и чистые цвета - это не что иное, как гомогенные видимые поля с минимальным числом элементов в экстерьере и интерьере. В такой визуальной среде человек не может чувствовать себя хорошо. По форме вилла похожа на дом «Ситрэн» Jle Корбюзье, построенный в 1928 г., который архитектор Я. Вуек назвал «памятником типовому строительству» (см. рис. 32), так что идея минималистского куба сформирована давно, архитектор ее перенес на свой объект, и поэтому основная идея проекта была найдена «сразу же».[ ...]
В противоположность «Белому кубу», архитектор Борис Ле-винзон построил загородный дом под Санкт-Петербургом без единой прямой линии (приложение 1, рис. 100). И надо сказать, что архитектор справился с поставленной задачей. Из частной беседы выяснилось, что творческие поиски были нелегкими, не «сразу же», пришлось попотеть. Но и результаты на лицо кривые линии необычной формы удобны для фиксации взора после очередной саккады. Нет назойливых прямых углов, деликатно решен вопрос колористики. Дом таит в себе некую тайну - основу красоты, на него хочется смотреть. Две башенки дома хорошо взаимодействуют с небом, а весь дом гармонирует с окружающей природой; дом и сосны - это нечто единое. За оригинальное решение архитектор был отмечен дипломом Фестиваля зодчества в Москве в 2002 г.[ ...]
При сопоставлении двух фотографий наверняка найдутся почитатели у каждого дома. А кто-то, может быть, скажет: «Хорошо было бы взять лучшее от каждого и сделать некий синтез». В этом случае, как нам кажется, мы придем к классике (приложение 1, рис. 97). И получается, что классика в архитектуре - это некая константа на все времена. Так оно и есть, ведь классика - это продукт тысячелетнего поиска.[ ...]
Интерес к коттеджам растет во всех странах и преимущество высотной жилой застройки уже не кажется столь бесспорным. Многие зарубежные города просто «утопают» в океане коттеджей, создавая при этом благоприятную визуальную среду. В Манчестере коттеджные улицы тянутся на несколько километров.[ ...]
Коттеджи способны избавить нас от угнетающих пороков современного города с его агрессивными и гомогенными полями (рис. 147). Они могут прикрыть собой прямоугольные «этажерки» хотя бы на уровне взгляда человека. Кроме того, коттеджи могли бы придать так необходимый для глаз неповторимый силуэт улице или микрорайону. Места для коттеджей предостаточно в любом большом городе. В Москве, к примеру, пустыри и неблагоприятные участки составляют около 8%. В сельской местности люди тоже стремятся построить собственный дом, не похожий на другие (приложение 1, рис. 101).[ ...]
Рисунки к данной главе:
Бионические аналогии в архитектуре |