Силуэт здания можно рассматривать как одну из основных составляющих частей в формировании комфортной визуальной среды. Обычно он создается за счет сложной конфигурации крыши, возвышающейся башни и шпиля. Башни - это не что иное, как реперные точки для фиксации взгляда после очередной саккады. Глядя на здание ГУМа, легко почувствовать, как глаза «перепрыгивают» с одного шпиля на другой (рис. 139). Очертания башен и шпилей практически заимствованы из природы, поскольку такое же завершение имеют деревья, кустарники, растения и горы, составляющие основную массу зрительных элементов в окружающей среде.[ ...]
Наибольших успехов в создании разнообразного силуэта архитектуры достигнуты в церковях. Церкви всегда создавались по принципу комфортной визуальной среды (рис. 141). На этот факт обратил внимание более 200 лет назад австрийский посол Адольф Лицек: «Церквей у них (русских) очень много, и все выстроены по одному изящному образцу, с пятью главами, на которых водружены тройственные кресты... Нельзя выразить, какая великолепная представляется картина, когда смотришь на эти блестящие главы, возносящиеся к небесам. Каждый храм строится в два этажа; в верхнем служение совершается летом, а в нижнем - зимою... Все стены церквей украшены изображениями святых, к которым русские имеют великое благоговение...» (приложение 1, рис. 87).[ ...]
Вернуться к оглавлению