В формировании комфортной визуальной среды города большое значение имеют декоративные элементы: портал, ордер, колонна, аркада, балюстрада, атланты и кариатиды, гербы, капители, гирлянды, карнизы, плафоны, пилястры, эмблемы, орнаментные вставки, замки и т.п. (рис. 131). Современный горожанин эти элементы может увидеть только в старой части города. С трепетом я прикоснулся к декоративному элементу Акрополя, созданному примерно 2000 лет назад (приложение 1, рис. 78). Поражает изящество, совершенство форм и, безусловно, труд мастера, руки которого с любовью выточили сложные завитки в камне. Как великолепно выглядит капитель колонны, вид которой удовлетворяет всем требованиям комфортной визуальной среды! Зрительные элементы здесь достаточно разнообразны, их много, они криволинейны, находятся в разных плоскостях и расположены по законам гармонии (рис. 132). Легко заметить, что формообразовательные элементы капители заимствованы из природы. В целом она напоминает нам буйную растительность. Вертикальные линии колонны, кажется, для того и созданы, чтобы «довести» взор глаз до капители, а там уж он «застрянет» надолго. Колонна - это дорогостоящий элемент архитектуры. И тем не менее она применялась более 2000 тыс. лет (приложение 1, рис. 77). Современника поражает насыщенность капители колонны деталями и их тщательная проработка (приложение 1, рис. 81), и это притом, что инструментов, таких как у нас, в то время еще не было.[ ...]
На формирование комфортной визуальной среды города значительное воздействие оказывают окна домов - их форма, вид оконных решеток, переплетов. Так, если многоэтажное здание имеет закругленные оконные проемы хотя бы на первом этаже, то вид всего дома резко улучшается, он как бы преображается; при этом оконные переплеты вносят существенное разнообразие в визуальную среду на уровне взора человека. Решетки на окнах в старинных домах всегда были изящны, легки и, безусловно, комфортны для зрительного восприятия. К сожалению, в наши дни их делают крайне небрежно, по типу агрессивных полей. Более того, даже там, где каким-то чудом еще сохранились закругленные оконные проемы, их пытаются спрямить при реконструкции зданий.[ ...]
В классической архитектуре большое внимание уделялось оформлению балконов. Нередко это было целое произведение искусства с использованием большого арсенала декоративных элементов (приложение 1, рис. 82). В данном примере арочное окно в сочетании с колоннами, портиком и ажурной решеткой создают впечатление легкости и красоты. Здесь имеется все - и достаточное число элементов и расположение их по законам эстетики. Обегая взором оконный проем, глаз «выхватывает» отдельные детали, и квант красоты входит в душу наблюдателя, от чего он невольно испытывает чувство удовольствия и наслаждения. За 100 лет такой балкон «собрал» на себе миллйарды саккад, а это значит, миллионы человек получили удовольствие. Это социально значимый объект, «работу» которого горожане высоко ценят.[ ...]
У нас есть основание утверждать, что число фотоснимков, которые делают туристы на фоне выбранных ими зданий, находится в прямой зависимости от числа шпилей этого здания. Ярким примером в этом плане может быть Домский собор в Милане, вблизи которого каждый турист спешит запечатлеть себя (приложение 1, рис. 85). В то же время как на фоне агрессивной стены вряд ли кому-либо захочется увековечить себя (приложение 1, рис. 83).[ ...]
Рисунки к данной главе:
Вернуться к оглавлению