Математическая суть золотого сечения состоит в закономерном делении отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть так относится к меньшей, как целый отрезок относится к большей части (рис. 129). Пропорция выражается иррациональной величиной и составляет 1.62.[ ...]
Своеобразным воплощением золотой пропорции служит числовой ряд Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т.д., где каждый его член является суммой двух предыдущих. Начиная с чисел 3, 5, 8 и далее, отношение любого последующего числа к предыдущему дает результат, близкий к 1.6.[ ...]
Впоследствии было показано, что золотые пропорции свойственны миру минералов, горных пород, растений и животных. Соотношение частей тела человека также подчиняется золотой пропорции и числам Фибоначчи. Это наглядно демонстрируется на «Модулоре» французского архитектора Ле Корбюзье (рис. 130). Осевой линией золотой пропорции человеческого тела служит линия талии на высоте пупка. Общая высота человека так относится к нижней части тела, как нижняя к верхней. Эта величина обычно колеблется около 1.60-1.62.[ ...]
Золотые пропорции принято обозначать буквой «Ф» древнегреческого алфавита в память о знаменитом скульпторе Фидии (V в. до н.э.), творения которого украшают афинский Парфенон.[ ...]
Архитекторы нередко задавали мне вопрос: в амплитуде сак-кад и их интервала проявляется ли золотое сечение и ряд чисел Фибоначчи? Хочется верить, что эти гармонические каноны природы свойственны также и процессу зрительного восприятия и находят свое отражение в движении глаз. Однако прямых данных у нас пока нет. В последнее время мы предпринимаем усилия по проведению специальных исследований и выведению такой взаимосвязи. К сожалению, золотое сечение, пронизывающее все мироздание, - от Вселенной до мельчайших организмов - все меньше используется в современной архитектуре. В итоге город и природа смотрятся как два антипода, не похожие друг на друга.[ ...]
Вернуться к оглавлению