Поиск по сайту:


Зоопарки и их визуальная среда

В предыдущем разделе мы рассмотрели проблемы видеоэкологии людей. Проблемы подобного рода возникают и у «братьев наших меньших», особенно у тех из них, кто оказался за решеткой клетки в зоопарке.[ ...]

У читателя может возникнуть вопрос: «Почему же в природе у некоторых животных, в частности у зебр, окраска близка к агрессивной?». По-видимому, это связано, во-первых, с условиями обитания этих животных, а во-вторых, с особенностями их зрения. Зебры обитают в степях и являются стадными животными. Для того чтобы объединиться в стадо, все особи должны хорошо различать друг друга, что не так просто на обширных степных просторах, особенно если учесть, что, по данным Б. Гржимека (1993), у зебр низкая острота зрения. Полосатая окраска этих животных, будучи сильным зрительным раздражителем, способствует опознанию «своих» особей в естественной среде и объединению их в стада.[ ...]

С этой точки зрения можно считать удачным применение так называемой зебры для обозначения пешеходных переходов на дорогах. Агрессивное видимое поле хорошо различают и водители, и пешеходы. К числу примеров удачного применения агрессивных полей можно отнести также полосатые тельняшки моряков и полосатую форму судей на хоккейном поле.[ ...]

Мне довелось увидеть, как безжалостно переделывают окна в доме Послевоенного периода (приложение 1, рис. 68). Там, где были арки, теперь будут прямые линии. Золотое сечение также будет разрушено - в верхней части арки убрали, а в нижней добавили кирпичной кладки. Сопровождавший меня архитектор объяснил мне, что стеклопакеты с арками получаются дорогими. Я ему возразил: «50 лет назад в трудные послевоенные годы могли справиться с арками и легко изготавливали соответствующие рамы, теперь сделать это оказалось большой проблемой». Тогда возникает вопрос: «Ну, если не можете, так зачем трогаете? Ведь ваше строительство искажает облик здания». Видимо, облик меньше всего волнует собственника магазина. В итоге стало еще меньше кривых линий и увеличилось число прямых, что привело к ухудшению визуальной среды.[ ...]

Довольно много примеров, когда градостроители без всякого уважения обращаются со старой архитектурой. На 2-этажном домике появилась агрессивная надстройка из стекла и алюминиевого профиля (приложение 1, рис. 69); до вмешательства домик был лучше, теперь хуже. И в этом случае произошло увеличение прямых линий, которые давно уже стали своеобразной тиранией. С цветовым решением обошлись еще хуже - никакого уважение к старине. В итоге получилось некое инородное тело, под тяжестью которого домик просто просел.[ ...]

Распространенной ошибкой в градостроительстве становится высота зданий, здесь архитекторам явно не хватает чувства меры. Как было бы хорошо, если бы высота нового здания гостиницы «Интурист» была одного уровня с гостиницей «Националы) (приложение 1, рис. 74). Но этого не произошло, опять «высунулись» и нарушили единство общего вида. Соседство с Кремлем не могло урезонить строителей в погоне за сверхприбылью. Как и предыдущая гостиница, она будет вызывать нарекания у москвичей.[ ...]

Тяжело приходится малоэтажным домикам в центре Москвы, на их «тело» бесцеремонно закрепляют грубые конструкции огромных размеров (приложение 1, рис. 71). Внешний вид при этом меняется до неузнаваемости - визуальная среда ухудшается.[ ...]

Реставрация - это большой процесс. В нем есть и положительные решения, к примеру, реставраторы бережно восстановили интерьер дачи Шаляпина: богатство красок, изысканные формы, плавный переход от стен к потолку (приложение 1, рис. 75). Все это оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека никого не оставляет равнодушным. Примеры такого уважительного отношения к старине имеются во многих городах. Однако есть и другие примеры и их немало, которые свидетельствуют о грубом обращении со стариной. В зале центра искусств, по-видимому, была лепнина, но ее убрали и заменили на рейки (приложение 1, рис. 73). Видимо, посчитали, что так будет лучше. Ох уж эти рейки, когда им придет конец. Во всех странах они «лезут» в святая святых - центр искусств. Мне пришлось участвовать в работе конференции и присутствовать в этом зале. Не могу сказать, чтобы интерьер зала вызвал у меня положительные эмоции, подобно тем, которые я испытал в зале дачи Шаляпина.[ ...]

Мы привели достаточно примеров, когда в процессе реконструкции страдает визуальная среда города. Было бы не - правильным не замечать эту проблему и не принимать соответствующих мер.[ ...]

Рисунки к данной главе:

В московском зоопарке В московском зоопарке
Вернуться к оглавлению