Поиск по сайту:


Критерии при формировании визуальной среды

При формировании визуальной среды следует руководствоваться по меньшей мере двумя показателями: размерами области ясного видения сетчатки глаза и амплитудой саккад. Размеры центральной области ясного видения составляют 1.5 угл. град. (рис. 2). Как уже было отмечено ранее, мы хорошо видим «макушкой Эйфелевой башни» (рис. 4). Разрешающая способность других участков сетчатки резко снижена. «Макушкой Эйфелевой башни» человек легко фиксирует одиночный объект на гомогенной поверхности, например, черную точку размером 7 мм в диаметре на белом листе бумаги с расстояния 0.8 м (рис. 90).[ ...]

В этом случае точка хорошо «вписывается» в центральную область сетчатки. Несколько труднее фиксировать две точки такого же размера. Они тоже вписываются в пределы области ясного видения, но в этом случае человек уже не знает, какую именно точку фиксирует его взгляд в конкретный момент времени. На вопрос: «На какую конкретно точку Вы смотрите - правую или левую?», испытуемые часто отвечали: «Не знаю... Мне все равно...» и т. п.[ ...]

Значительно труднее смотреть на три одинаковых объекта. Это и понятно - ведь крайние объекты в этом случае попадают на границы области ясного видения. Многие испытуемые утверждали, что они смотрят больше на центральную точку, но иногда их взгляд переходит то на правую, то на левую точку. Число таких переходов увеличивается при рассматривании четырех одинаковых точек. При фиксации пяти одинаковых точек человек испытывает очевидные неудобства. На вопрос о том, на какую точку он смотрит, испытуемый отвечал: «Трудно сказать... Я фиксирую центральную, а также левую и правую точки... Обегаю взглядом все точки и не могу остановиться...» и т. п.[ ...]

Мы собираемся продолжить изучение особенностей фиксации одинаковых объектов. Однако уже сейчас можно утверждать, что человек начинает испытывать неудобства при фиксации одинаковых объектов в том случае, если количество их больше двух. При увеличении числа видимых объектов не каждый человек может охватить их одним взглядом. Совершенно очевидно, что на агрессивном поле, состоящем из множества одинаковых визуальных элементов, выделить какой-либо один из них практически невозможно.[ ...]

У А.В. Иконникова мы находим ссылку на правило Миллера, согласно которому число одновременно наблюдаемых объектов определяется как 7±2 (1985). Если же в поле зрения таких объектов попадает больше, то человек воспринимает их как неопределенное множество. В такой ситуации человек стремится расчленить множество на упо-рядочные группы, доступные для восприятия. Чрезмерная многочисленность элементов порождает ощущение пестроты и перегруженности. «Люди, - пишет A.B. Иконников, - принадлежащие современной культуре, в счете легко оперируют миллионами, но конкретно увидеть и ощутить как самостоятельное нечто, они и сегодня могут не более семи элементов сразу» (выделено нами. - В.Ф.). Архитекторы знают правило Миллера, но почему-то не всегда им руководствуются.[ ...]

Таким образом, по данным разных авторов, цифры по числу одинаковых элементов оказались близкими; а именно, 5; 7±2 и 13 или в среднем не более 9. В старой архитектуре это правило соблюдалось довольно хорошо, обычно применялось членение формы, если было большое число элементов. Теперь о нем как бы забыли; в гостинице «Россия» человек видит 800 одинаковых окон, а в гостинице «Космос» - 1200.[ ...]

Коснемся второго показателя, который необходимо учитывать при формировании визуальной среды. Речь идет об амплитуде саккад. Она изменяется в широком диапазоне - от нескольких угловых минут до нескольких угловых градусов. Однако 86% саккад имеют амплитуду, не превышающую 15 угл. град., а число саккад с амплитудой, не превышающей 5 угл. град., составляет около 60%. Это значит, что большая часть видимых элементов должна находиться на расстоянии не более 5 угл. град. При этом следует иметь в виду, что довольно много саккад имеют небольшую амплитуду - 1-2 угл. град. Следовательно, в поле зрения должно быть достаточно много элементов, но при этом число одинаковых не должно быть больше 5-9.[ ...]

При этом видимые объекты должны различаться по конфигурации. Это могут быть треугольники, круги или квадраты (рис. 91).[ ...]

Фиксировать последовательно по одному объекту из любого ряда довольно легко, но долго смотреть на ряд одинаковых объектов неприятно. Гораздо легче рассматривать ряд разных объектов (рис. 91,4-й ряд). В этом случае после каждой саккады глаз имеет дело с новым объектом. В архитектуре можно найти достаточно примеров, в полной мере отвечающих этим требованиям.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Схема расположения пяти одинаковых объектов размером 1 угл. град., центры которых находятся на расстоянии 2 угл. град. Схема расположения пяти одинаковых объектов размером 1 угл. град., центры которых находятся на расстоянии 2 угл. град.
Вернуться к оглавлению