В повседневной жизни человеку в равной мере приходится иметь дело как с простыми, так и со сложными объектами. Естественно, решая задачу видеоэкологии, необходимо остановиться на данных о саккадах при рассматривании сложных объектов.[ ...]
При рассматривании человеческого лица, которое мы с полным правом можем отнести к сложным объектам, наблюдатель обычно большое внимание уделяет трем точкам: двум глазам и губам (рис. 16). Другие части лица он рассматривает бегло (Яр-бус, 1965). Такое рассматривание осуществляется в основном за счет саккад; «паутина» тонких линий на рисунке - это и есть саккады, а черные точки - это момент фиксации, во время которого взор на какое-то время сохраняет заданное положение. Как можно видеть, записи саккад на движущейся ленте и на неподвижной фотобумаге различаются (рис. 16). Кривые линии свидетельствуют о том, что саккады не всегда являются строго прямолинейными. Это понятно, ведь в осуществлении саккады одновременно участвуют 3 пары глазных мышц.[ ...]
Итак, внимание наблюдателя привлекают наиболее заметные и значимые точки объекта. Особенно наглядно это можно видеть при рассматривании более простого объекта, чем человеческое лицо, а именно при рассматривании многоугольника. Как и следовало ожидать, углы привлекают наибольшее внимание испытуемого, соответственно и остановки взгляда приурочены к ним (рис. 17). Это означает, что углы являются главным элементом для фиксации взора после очередной саккады. Обращает на себя внимание и тот факт, что глаз чаще фиксирует острый угол и значительно реже - прямой. По-видимому, об этом были осведомлены архитекторы; в их строениях нередко присутствовали заострения, шпили, башенки, кокошники и т.п.[ ...]
Программный характер автоматии саккад при рассматривании многоугольника проявляется особенно наглядно. Например, на рис. 16 точки фиксации 4-11 и 11-18 в точности совпадают в двух циклах. Анализируя эти данные, Д. Нортон и Л. Старк (1974) пришли к выводу о том, что глаза испытуемого при рассматривании картины обегают ее по определенному пути, который они назвали «путем обхода». Для каждого испытуемого был характерен свой путь обхода как одного и того же, так и разных объектов. Эти данные важны с точки зрения видеоэкологии, и мы будем еще к ним возвращаться.[ ...]
Таким образом, при рассматривании сложных зрительных объектов взгляд человека распределяется не равномерно по всему видимому полю, а между значимыми элементами. Если это лицо собеседника, то элементами являются глаза и губы, т.е. три точки. Другие части лица привлекают внимание в меньшей степени. Причем маршрут наблюдения остается неизменным как в первую минуту, так и во все последующие. По нашему мнению, многократный пробег взгляда по одному и тому же маршруту достигается за счет автоматии саккад, первоначальный режим которого модифицируется под конкретные условия. При этом в большей степени модификация касается амплитуды и ориентации саккад, а интервал сохраняется на некотором заданном уровне.[ ...]
Если человек смотрит на многоугольник, то значимыми и заметными для глаза элементами являются углы. И в этом случае имеет место цикличность: глаз много раз совершает один и тот же путь обхода, образно говоря, «скачет» с угла на угол и делает это много раз по одному маршруту, причем для выбора маршрута требуется некоторое время. На этот факт обратили внимание Д. Нортон и Л. Старк (1974): «При первом осмотре объекта и ознакомлении с ним, - пишут они, - испытуемый как бы испытывает его взглядом и вырабатывает для него путь обхода».[ ...]
Рисунки к данной главе:
Вернуться к оглавлению