Ссылку на микросаккады мы находим у многих исследователей. «Механизм собственных движений глаз, - пишет A.A. Митькин (1982), - возник тогда, когда возникла экологическая необходимость выделения неподвижных объектов неподвижным наблюдателем, компенсирующих неподвижность сетчатого изображения». К сожалению, эту, можно сказать, глобальную мысль A.A. Митькин распространяет только на микросаккады. Совершенно очевидно, что величина микродвижений глаз недостаточна для решения такой задачи. Только автоматия саккад может быть таким «механизмом собственных движений глаз», который надежно может «привести в движение» неподвижный внешний мир при неподвижности наблюдателя.[ ...]
Многочисленными исследованиями В.Д. Глезера и его учеников была показана огромная роль влияния движущихся стимулов на зрительное опознание (Глезер, 1975; Леушина, 1978). Оказалось, что для выявления эффекта исчерченности обязательным условием является движение стимула. Этот эффект не наблюдается при неподвижных мелькающих раздражителях. Рецептивные поля оптимально реагировали на высокие пространственные частоты только при движении полос. Следовательно, сведения о высоких пространственных частотах передаются только в случае сдвига изображения в рецептивном поле. Эти факты хорошо согласуются с психофизиологическими данными. В условиях стабилизации изображения на сетчатке для видения грубых деталей достаточно было модулировать по времени контраст неподвижного объекта с фоном, тогда как для выявления более мелких деталей этого недостаточно: обязательным условием их восприятия является движение изображения по сетчатке. Другие органы чувств также получают наибольшую информацию при перемещении воспринимаемых раздражителей: слухового, вкусового, обонятельного и тактильного. Именно на этом феномене основано чтение брайлевского текста слепыми: перемещение пальца по выпуклым точкам текста и создает необходимые условия для максимального восприятия. Попытки сделать мозаику из шести стационарных вибродатчиков, разнесенных на большое расстояние, не привели к успеху. Таким образом, автоматия саккад возникла, с точки зрения эволюции, как необходимость создания непрерывного перемещения видимой картины с целью получения наивысшей информативности. В городе, где преобладают неподвижные объекты (дома, сооружения), значение автоматии саккад особенно велико.[ ...]
Вернуться к оглавлению