Открытие методов производства искусственного ультрамарина относится к началу второй четверти прошлого столетия. До этого времени в качестве синего пигмента применяли ультрамарин, который еще с древних времен получали переработкой полудрагоценного минерала — ляпис-лазури. Так как выход пигмента из ляпис-лазури был невелик, а число известных месторождений этого минерала незначительно, то натуральный ультрамарин ценился очень дорого.[ ...]
Разработка методов производства искусственного ультрамарина связана с наблюдением образования в содовых печах синего продукта, сходного по внешнему виду и составу с ультрамарином из ляпис-лазури. В начале второй четверти прошлого века в разных странах одновременно было начато производство искусственного ультрамарина. Почти одновременно возникли два способа: содово-серный, по которому ультрамарин получали прокаливанием смеси каолина, соды, серы и восстановителя, и сульфатный, заключавшийся в прокаливании смеси каолина, сульфата натрия и угля.[ ...]
В начальной стадии оба метода были двуступенчатыми. В результате первого обжига получался зеленый продукт, который при вторичном обжиге с небольшой добавкой серы превращался в синий ультрамарин. Оба способа давали ультрамарин малосернистый и малокремнистый, примерно соответствующий по составу ультрамарину из ляпис-лазури.[ ...]
В дальнейшем было установлено, что если при содово-серном способе повысить в шихте содержание серы и добавить некоторое количество кремнекислоты, то можно получить синий ультрамарин однократным обжигом, причем образующийся продукт обладает более темным, насыщенным цветом и значительно большей интенсивностью.[ ...]
Вернуться к оглавлению