Поиск по сайту:


Из истории экологии

Все живые существа и человек, как считал Гераклит Эфесский, живший в VI веке до н.э., развивались естественным путем из первичной материи. Философы того времени считали, что развитие высшего разумного существа происходило на основе сочетания простых, более примитивных состояний материи. Возникшие единицы, размножаясь, давали начало новым удачным сочетаниям. У Аристотеля (IV в. до н.э.) известны высказывания о существовании переходных форм между животными и растениями. Им были написаны такие работы, как «О частях животных», «Истории животных», которые оказали большое влияние на последующее развитие биологии. Уже в древности впервые была разработана идея о единстве природы, в основе которой лежали представления о движении материи (Демокрит, Эпикур, Лукреций).[ ...]

Полученные знания нуждались в дальнейшей систематизации и сообщениях. Появились многотомные описания животного и растительного мира. Например, английский биолог Дж. Рей (1686-1704 гг.) описал около 19 тыс. видов растений. Впервые ввел понятия «вид» и «род». Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646-1716 гг.) провозгласил принцип и существование переходных форм между растениями и животными.[ ...]

В 1749 г. впервые был выпущен многотомный труд Дж. Бьюфона «Естественная история», в которой он обосновал историю развития Земли, развития растений и животных. До конца XVIII века господствовала мысль о целесообразности установленных в природе порядков, о том, что вся природа создана мудростью творца.[ ...]

Американский ученый Р. Эдберг в конце 80-х годов XX века писал: «Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша «богом данная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе, всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле».[ ...]

Как писал Е. Исаев: «Не царь природы человек, не царь, а сын».[ ...]

В 1854 г. индийский вождь Сиэтла (США) Тяун Морез говорил: «Земля - наша мать... Если все звезды погибнут, люди умрут от полного одиночества. Что бы ни случилось с животными, это случится с человеком. Все взаимосвязано... когда человек плюет в Землю, он плюет в самого себя... Не Земля принадлежит человеку, а человек принадлежит Земле».[ ...]

В настоящее время термин «экология» часто используется как термин, определяющий «загрязнение» чего-то: «экологически чистая продукция», «экологически чистая технология», «экологически чистые строительные материалы» (радиоактивность, токсичность материалов) и т.д.[ ...]

Человечество всегда сопровождали явления природного и антропогенного характера. В природе не раз происходили катастрофы, в результате которых исчезали целые города и государства.[ ...]

Так, в 79 г. н.э. на Апеннинском полуострове в результате вулканического извержения, выброса ядовитых газов, лавы погибли тысячи людей.[ ...]

В 427 г. до н.э. произошло катастрофическое наводнение и затопление целых государств нижней Месопотамии (между реками Тигр и Эфрат), которые были первыми очагами древнейшей цивилизации, а также Индии и Пакистана. По древнегреческому преданию, по описанию философа ученика Сократа — Платона (существовал огромный остров Атлантида (к западу от Гибралтара в Атлантическом океане), который при землетрясении опустился на дно. Причины происшедшего наукой не установлены.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Эмблемы международных организаций (программы охраны природы) Эмблемы международных организаций (программы охраны природы)

Аналогичные главы в дргуих документах:

См. далее:Из истории экологии
Вернуться к оглавлению