Во взаимоотношениях каждого этноса, которому судьба отпустила пройти полный цикл этногенеза (подробнее об этом — в следующей главе), бывали периоды, когда численность населения и принятые способы хозяйствования оказывали слишком большое воздействие на вмещающий ландшафт, приводя к обеднению природы, истощению почв и другим проявлениям экологического кризиса. Однако эти кризисы носили локальный характер, и по мере перехода этноса к стадии устойчивого существования в родном ландшафте так или иначе преодолевались. Восстанавливалось за счет вселения с соседних территорий видовое разнообразие, складывались традиции и формы хозяйства, обеспечивавшие нагрузку на ландшафт меньше критической.[ ...]
Рано или поздно любой этнос стабилизировал свою численность и вырабатывал устойчивый тип хозяйства. Впервые в истории человечества мы имеем дело с глобальным экологическим кризисом. В отсутствие агрессивного противника, внешнего по отношению к. человечеству в целом, есть основания ожидать, что оно найдет в себе достаточно мудрости и просто здравого смысла, чтобы свернуть с пути, ведущего в пропасть, выработать механизмы стабилизации численности, обеспечив каждому человеку реальную возможность сколь угодно значительного развития и реализации своих способностей в интересах как своих, так и всего общества. Важно лишь вовремя понять, что вокруг Земли нет иных источников, из которых могли бы вселиться потерянные виды, подуть чистые ветры, потечь чистая вода. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить.[ ...]
Вернуться к оглавлению