Глобальный характер взаимоотношений человека со средой его обитания привел к появлению понятия ноосферы (от греч. noos— разум и sphare — шар), под которой понимается «сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития» .[ ...]
Современный философский словарь, 1998, с. 575.[ ...]
Выявленные В.И. Вернадским и другими естествоиспытателями основные закономерности существования живого вещества и в первую очередь его «всюдность», общность природных законов дают полное основание утверждать о наличии некой единой сферы, окружающей Землю.[ ...]
Мы уже подчеркивали, что биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время —15—80 млн. лет тому назад, когда возникли леса и степи, а с ними и крупные млекопитающие и сейчас, за последние 10—20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Биосфера тем самым переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу. Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением. Раз возникнув, она несет в себе возможность неограниченного развития. Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на нее давление, поскольку он связан с возрастающим количеством живого вещества, прямо или косвенно участвующего в научной деятельности и в ее высшем выражении «мыследеятельности». Этот рост и связанное с ним давление постоянно увеличиваются благодаря тому, что в них резко проявляется действие массы создаваемых технических средств, экспансия которых в ноосфере подчиняется тем же законам, что и размножение живого вещества, т. е. выражается в геометрических прогрессиях. По Д.Н. Федякову (1998), как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, содержащую его среду биосферу, создавая ноосферу —царство разума.[ ...]
В.И. Вернадский не считал правильным такое толкование понятия техносферы, так как в понятии ноосферы есть чрезвычайно важная составляющая, а именно долженствование. Дело в том, что признание науки атрибутом человечности свидетельствует о необходимости подчинения «силы» разуму. Поэтому техника является элементом ноосферы, хотя сама обладает определенными свойствами глобальности (сферичности). Эта важная составляющая ноосферы —долженствование — достаточно широко используется в околонаучных рассуждениях о ноосфере и экологии в целом, к примеру, довольно часто употребляется такой тезис: «Если мы все принадлежим ноосфере, то к природе и друг к другу отношение должно быть разумным», но в данном случае под «разумным» понимается отношение исключительно антропоцент-ричное и прагматичное.[ ...]
В.И. Вернадского, но имеет значительно более «гуманитарный» характер. «Каждый наблюдатель,— говорит Т. де Шарден,— субъективно всегда является центром перспективы. Нечто иное происходит, например, с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в точку, из которой не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны, скажем, пересечение дорог. Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективной». Именно такую позицию занимает человек как родовое существо. В силу своего качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы —человек —одновременно является центром конструирования универсума (вселенной). Эволюция природы рассматривается в направлении человека.[ ...]
В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существенное до нее бесконечно простирающейся преджизни. В ходе эволюции сознание как бы концентрируется. Концентрация сознания изменяется обратно пропорционально простоте материального соединения, которое оно сопровождает. Или, иначе, сознание тем совершеннее, чем более сложное и лучше организованное материальное строение оно сопровождает.[ ...]
Духовное совершенство и материальный синтез — это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления. Последнее положение представляет собой качественный закон, который объясняет процессы перехода от одной сферы к другой: в начале невидимое состояние, затем постепенное преобладание внутренней сущности над их внешним образом. Этот закон раскрывается, если рассматривать переход универсума (вселенной) из некоего состояния «А», характеризующегося значительно большим числом составляющих весьма простых материальных элементов (с очень бедным внутренним содержанием), в новое состояние «Б», которое определяется меньшим числом очень сложных группировок (с существенно более богатым внутренним содержанием). В состоянии «А» очаги сознания, весьма многочисленные и вместе с тем чрезвычайно слабые, проявляются лишь в совместных действиях, подчиняющихся статическим закономерностям. Это область физико-химии. В состоянии «Б» эти элементы, менее многочисленные и вместе с тем более индивидуализированные, постепенно избавляются от «рабства» больших чисел. Они начинают проявлять вовне свою коренную, не поддающуюся измерению, «спонтанность». Их можно видеть и следить за каждым из них в отдельности. С этого момента мы вступаем в мир биологии.[ ...]
Развитие жизни, проходя ряд стадий, приводит к появлению приматов с характерным для них отсутствием узкой специализации естественных органов. У приматов эволюция, пренебрегая всем остальным и, следовательно, оставляя его пластичным, затронула непосредственно мозг. Вследствие этого в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди других.[ ...]
Вернуться к оглавлению