В предыдущих главах книги представлен материал, показывающий, в частности, резкое увеличение масштабов человеческой «природопреобразовательной» деятельности, результаты которой ставят вопрос о наличии гармонии во взаимодействии человека и природы. Речь идет именно о гармонии как одной из формул единства, так как именно гармония обеспечивает возможность выхода из ситуации глобального экологического кризиса. В то же время простое единство представляет собой диалектическое выражение суммы противоречий между человеком и природой на каждом из отрезков времени их сосуществования.[ ...]
На этом пути следует рассмотреть как основополагающее по значимости создание внутренней гармонизации человеческого общества, а также науки, техники и производства как составляющих наиболее существенную часть современных экологических отношений.[ ...]
История человеческой культуры никогда не была чужда рассмотрению взаимодействий человека и природы, и почти всегда при этом гармония между ними представлялась как выражение идеального.[ ...]
Второе объективное основание возможности гармонизации взаимоотношений человека и природы—та ее «подчиненность мере в гармонии», о которой писал В.И. Вернадский.[ ...]
Историческими корнями возможности гармонизации являются разнообразные традиции гармоничного взаимодействия человека с природой, которые наполнены культурой. Да, собственно и сама человеческая культура сформировалась как способ разрешения противоречий между человеком и природой. Каждый этнос, каждый народ в силу условий своего развития сформировал определенный уклад взаимоотношений с природой; таковы, например, русские национальные традиции природопользования, и примеров можно привести значительное число.[ ...]
Относительно же перспектив обретения гармонии человека и природы, замечает А.А. Горелов (1996), следует сказать, что развитие, как показывают современные научные данные, идет не только по жестким детерминистским законам. На определенных этапах развития система внутренне перестраивается под влиянием внешних факторов, создавая состояние объективной неопределенности, когда точного ответа о направлении дальнейшего развития точно дать невозможно. В данный момент как бы «прорабатываются» различные варианты движения системы «человек — природная среда». Подтверждением этому служит собственно сам факт глобального экологического кризис , точнее пока, экологической неустойчивости. Но так как это по существу точка бифуркации, то гармонизация может рассматриваться не как жестко детерминированное исполнение определенного закона, а как один из возможных вариантов «проектируемого» будущего. Объективные социальные и природные основания для реализации сценария гармонизации человека и природы достаточны. Вследствие этого гармонизация не просто ценностная установка, она имеет вполне реальное значение для определения путей экологического развития и будущего человеческой цивилизации.[ ...]
Гармония между человеком и природой не может исключить противоречий в этой системе, поэтому говорить о победе над природой, о ее покорении, по меньшей мере, иллюзорно. Некие «победы» могут иметь место на каком-то временном этапе, но для сохранения устойчивости системы всегда последует ответная победа. Это выражение фундаментального характера диалектического противоречия между этими двумя частями единой системы. Человек обречен на борьбу с природной средой и одновременно с самим собой. Тем не менее в процессе борьбы, понимаемой в качестве способа саморазвития природы и человека, возможно установление на каждом этапе более или менее гармоничного соответствия социальных и экологических целей и потребностей. Это, естественным образом, относительная гармония, которая призвана соотнести между собой всю ритмику процессов, идущих на нашей планете, в противном случае жизни на Земле грозит катастрофа, уж во всяком случае жизни человека.[ ...]
Следует еще раз подчеркнуть, что исторически человек никогда не был в антагонистических противоречиях с природой и никогда, вопреки утверждениям К. Маркса, не боролся с ней, вплоть до полного уничтожения всего в природе, что было возможно при том или ином уровне развития производительных сил и производственных отношений.[ ...]
Гармония в системе «человек — природа» выступает как результат свободного взаимодействия. Человек достигает гармонии с природой не ценой отказа от своих целей и ценностей, иначе собственно гармонизации не станет, так как роль одного из партнеров взаимодействия будет низведена до «ничто». Гармонизация станет не сведением человека к природе и не возвращением его к состоянию «первобытности», когда он находился в непосредственном единстве с природой, не максимально возможное увеличение функциональных связей между человеком и природой и не чистое созерцание им природы, а достижение согласия между развитием природной среды и сущностных потенций человека.[ ...]
Исходя из вышеизложенных предпосылок гармонизации, перед человеком возникает и проблема поддержания гармонии в самой природе в условиях все увеличивающегося вовлечения природных систем в процессы человеческой деятельности. Именно человек сейчас становится ответственным за гармонию во внешней природе так же, как он ответствен за жизнедеятельность собственного организма.[ ...]
Вернуться к оглавлению