Поиск по сайту:


Мировоззренческие истоки экологической проблемы

История человечества неразрывно связана с природой. Сильна и однозначна была зависимость человека от природы в древности, борьба за обеспечение пищей охватывала всю его деятельность. Человек одухотворял окружающую природную среду, наделял ее сверхъестественными свойствами.[ ...]

Первые проявления духовной жизни человека связаны с культом природы — тотемизмом. Это — древнейшая форма религии, восходящая к раннеродовому уровню развития общества. Тотемизм характеризуется как совокупность верований и обрядов, связанная с мистическими представлениями о родстве людей с так называемыми тотемами — отдельными явлениями природы, некоторыми видами животных и растений. Принятые в качестве тотема животные и растения нельзя было убивать и употреблять в пищу.[ ...]

Тотемические представления в определенной мере препятствовали выделению человека из природы, развитию преобразовательной деятельности: первобытные обитатели гор и лесов, жители морских побережий и пустынь главным образом приспосабливались к окружающей среде.[ ...]

Появление земледелия и скотоводства расширили область взаимодействия общества и природы. Оно привело к подлинной революции в жизни древних людей, ознаменовало переход от палеолита к неолиту, начался процесс активного преобразования окружающей природы, более разнообразного использования ее ресурсов.[ ...]

В этот же период возникают некоторые различия в системе ценностей культур отдельных регионов, то есть в том, что считается добром и злом, полезным и бесполезным, прекрасным и безобразным. На этой основе складываются специфические оценки человеческой деятельности, ее целей, используемых средств реализации и т. п.[ ...]

Так, в странах Древнего Востока длительное время обожествляли природу и преклонялись перед ней, там преобладали тотемические воззрения. Это содействовало бережному отношению к природе, восприятию явлений природы преимущественно как предмета восхищения и художественного освоения.[ ...]

В отличие от древневосточных обществ социально-экономическая жизнь западного мира была весьма динамичной. В Древней Греции и Риме сравнительно быстро развивались ремесла, торговля, мореходство и т. д. Этому способствовало и географическое положение Средиземноморья, где пересекались пути различных цивилизаций. В итоге ценностные ориентации в западной культуре претерпели значительные изменения в течение относительно небольшого исторического отрезка времени.[ ...]

Так, в ранний период формирования материальной и духовной культуры Древней Греции главенствовало воззрение (не без сильного восточного влияния) об органическом единстве человека и природы, одушевленности природы. Мыслители того времени объясняли суть природных явлений, строение мироздания по аналогии с человеком.[ ...]

С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции природные явления переставали восприниматься как нечто сугубо божественное. Начинается поиск норм человеческого поведения не в природных установлениях, а в мире самого человека. Именно тогда философ Протагор (490—420 гг. до н. э.) выдвигает положение: «Человек есть мера всех вещей». По существу, здесь впервые было обращено внимание на то, что ценность природы определяется ее (природы) включенностью в человеческую деятельность.[ ...]

Более определенно сложившееся в античной культуре отношение к природе и человеку позже выразил Аристотель: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека... Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей ».[ ...]

Вернуться к оглавлению