Поиск по сайту:


Краткая история экологии в жизни общества

История человеческого общества - это эволюция его взаимодействия и взаимоотношений с природой, с окружающей средой. Природа всегда была источником необходимых человеку средств существования (ресурсов) и объектом приложения его труда. На ранних этапах формирования общества результат труда собирателя, охотника, земледельца, скотовода всецело зависел от климатических, погодных, почвенных, гидрологических условий, т. е. - в современном понимании - от экологических факторов.[ ...]

Литературовед А. Н. Афанасьев (1826-1871) писал: "По самому характеру своего пастушеско-земледельческого быта человек всецело отдавался матери-природе, от которой зависело его благосостояние, все средства его жизни. Понятно, с каким усиленным вниманием должен был он следить за ее разнообразными явлениями, всматриваться в движение небесных светил, их блеск и потухание, прислушиваться к ударам грома и дуновению ветров, замечать вскрытие речки, распускание и цветение деревьев, прилет и отлет птиц. Живое воображение человека налету схватывало впечатления, посылаемые окружающим миром, старалось уловить между ними взаимную связь и отношения" .[ ...]

Образность представлений и понимание связей между различными процессами и явлениями природы рождали приметы, пословицы, загадки, наконец, легенды и мифы.[ ...]

Гиляров М. С., Винберг Г. Г., Чернов Ю. И. Экология - задачи и перспективы // Природа, 1977, № 5. С. 3-10.[ ...]

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. СПб, 1859. С. 27-28.[ ...]

Эмпирические (и метафорические) обобщения явлений природы людьми далекого прошлого представляли собой науку того времени. Зачастую бывает трудно отделить миф и образ от научного представления и предвидения. Таким образом, первой отраслью далекдй от нас пранауки допустимо считать экологию, а жрецов, волхвов, предсказателей - первыми учеными-эколога-ми. То есть наши предки просто по условию были экологами -эмпириками. Иначе они просто не выжили бы. Так было всегда.[ ...]

Русская деревня, в частности, накопила множество разнообразных конкретных данных о климате, свойствах почв, растений, животном мире, сформулировала множество достоверных примет о связи между повторяющимися природными явлениями, научилась без помощи приборов делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Крестьянство создало своеобразную народную энциклопедию сельскохозяйственного производства: календарь работ, приемы обработки почв, ухода за культурными растениями, способы содержания и выпаса скота"1.[ ...]

Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. // Русский семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. С. 10.[ ...]

Миненко Н. А. Экологические знания и опыт природопользования русских крестьян Сибири. XVIII - первая половина XIX в. Новосибирск: Наука, 1991. С. 4.[ ...]

Есенин С. А. Быт и искусство // "Знамя". 1921, № 9 (11). Цит. по Собр. соч., т. V, 1979- С. 198-203.[ ...]

Вернуться к оглавлению