Поиск по сайту:


Проблемы человека — безграничная сфера гуманитарного познания

Болезненную остроту приобретают психологические проблемы. Человек утрачивает представление о самом себе. Он нередко устремляется в русло психологических экспериментов с собственным сознанием. Философы обсуждают сегодня не только проблему биологической ущербности человека, его психологической подорванности. С опаской осмысливается вся человеческая субъективность, присущий человеку мир мысли, воли, чувства.[ ...]

К осмыслению человеческой природы побуждает и огромный исторический опыт человечества. Люди мучительно переживают процесс отчуждения от власти, собственности, окружающего мира. Социальная практика показывает, что те цели, которые они ставят перед собой, оборачиваются зачастую противоположными результатами. Созданные ими организации, социальные структуры, институты, вещи обнаруживают парадоксальную враждебность человеку. В истории то и дело возникает опасность тоталитаризма, чреватого злодеяниями и преступлениями против человечества.[ ...]

Люди на протяжении веков больше задумывались о природе, космосе, бытии, обществе, нежели о самих себе. Ныне философская антропология направлена на постижение феномена человека. Проблема человека, как теперь ясно, — безграничная сфера гуманитарного познания.[ ...]

Задача ученых (всех профилей гуманитарных наук) сегодня состоит в том, чтобы подкрепить наши социальные проекты установлением пределов человеческой адаптации к социуму, к общественным изменениям, к предполагаемым формам человеческого общежития. Человек вовсе не чистый лист бумаги, на котором культура записывает свои письмена. Он, напротив, в силу того что наделен некоторыми неистребимыми свойствами, оказывает сопротивление истории и обеспечивает таким образом упорядоченную, а не хаотическую социальную динамику. Наше размышление о человеке должно обрести про-блемность. Человек — загадка.[ ...]

Осмысливая перспективы философской антропологии в нашей стране, отметим, что наиболее глубокое и последовательное представление о сущности человека дает реальная история, в ходе которой человек развертывает свое богатство. Люди живут в реальном, исторически конкретном, изменяющемся мире. Общественные процессы, стало быть, позволяют с предельной выразительностью выявить «истинно человеческое».[ ...]

Взаимодействие природы и общества. — М., 1992.[ ...]

Гирусов Э.В. Система: общество, природа. — М., 1981.[ ...]

Лось В.А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологической проблемы. — М.: Мысль, 1988.[ ...]

Моисеев H.H. Законы природы и цивилизация наступающего века // Зеленый мир. 1992. № 27.[ ...]

Первая конференция общественных экологических организаций России. Резолюции и предложения. 3-5 июня 1995 г. // Зеленый мир. 1995. № 21, 26.[ ...]

Вернуться к оглавлению