Поиск по сайту:


Генофонд в общественном звучании

Для понимания основ научного знания о человеке необходимо, как нам кажется, попытаться это сделать с определения понятий «генофонд», «ген», «генотип».[ ...]

Термин «генофонд», предложенный русским генетиком А.С. Се-ребряковским еще в 1928 г., ныне общепринят в мировой генетике и означает всего лишь совокупность генов населения (любого биологического вида), обитающего на конкретной исторически сложившейся территории. Гены в данном контексте достаточно представлять как молекулярные единицы наследственности. Нет вечной жизни на Земле, не вечны и гены. Любой из генов человека может подвергнуться случайному изменению — мутации. Однако вероятность ее для отдельного гена столь мала, что пока он наиболее вечен из всего сущего. Многие наши гены дошли до нас через миллиарды лет от древнейших этапов развития жизни. Другие представляют мутации различного эволюционного возраста, более или менее нейтрализованные в своем вредном эффекте и приспособленные к тому, чтобы повысить устойчивость организма в меняющихся условиях жизни. Как правило, ген, выполняющий ту или иную конкретную функцию в человеческом организме, представлен в человечестве множеством вариантов, возникавших мутаци-онно и накопившихся за все время становления человека.[ ...]

Общее представление о генах и генотипе отдельного человека мы теперь имеем. Но нас интересует генофонд, т.е. вся совокупность генов во всех генотипах, встречающихся у населения1.[ ...]

У человека генофонды отличаются друг от друга не столько качественно, сколько количественно: преимущественно одни и те же варианты генов встречаются с разной частотой. Это относится к человечеству в целом, а значит, и к таким народам, которые не имеют в своей истории и условиях существования практически ничего общего, кроме принадлежности к единому роду людскому, а следовательно, и к человеческому образу жизни, где бы и когда бы их жизнь ни протекала. Несходство их генофондов может быть связано с различиями в природных условиях жизни (накапливаются те гены, которые обеспечивают лучшую биологическую приспособленность населения к условиям существования) или же в происхождении населения (тогда генофонд продолжает долго сохранять память об иных природных условиях и исторических путях своего формирования). Однако этих количественных различий между генофондами достаточно, чтобы они проявлялись во внешнем облике, в физической, а, возможно, и психологической конституции населения и наиболее полно улавливались специальными экспериментальными методами изучения конкретных генов.[ ...]

Но у проблемы генофонда есть и обратная сторона: от состояния общества прямо зависит и состояние генофонда. Для генофонда общество есть такая же среда и условие его жизни, как воздух, вода, климат и вся живая и неживая природа в целом. Духовная жизнь общества, его культура и мораль, общественные отношения, уровень развития производительных сил — все это прямо или косвенно сказывается на генофонде, ибо гены человека со времени его возникновения оказались в плену истории и вовлечены в исторический процесс, как щепки в поток.[ ...]

На это можно возразить, указав на общий путь медленного, но все же роста населения страны, а значит, и количественного роста ее генофонда. Да. действительно, страна наша огромна, а значит, огромен генофонд, но огромно и историко-географическое разнообразие. Оно составляет более половины разнообразия мирового общечеловеческого генофонда. Из этого следует, что утешаться «валовым» ростом генофонда, как мы утешаемся увеличением численности населения, нельзя, поскольку в разных частях генофонда он крайне неравномерен, а в некоторых и отрицателен.[ ...]

Чувствительность генофонда к событиям, затрагивающим население, столь велика, что позволяет восстанавливать время этих событий с большой точностью, независимо от того, когда это было: десятки, сотни или тысячи лет назад.[ ...]

Таким образом, тема генофонда в ее общественном звучании — это, по существу, тема экологии общества, включая экологию духа, культуры, общественных отношений к Природе и Истории.[ ...]

Катастрофическое разрушение природной среды, интенсивное ее заражение ядерными отходами, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение эпидемий, грозящих опустошить Землю — все это ставит человека в ситуацию предельно критическую, когда рождается ощущение тотальной незащищенности людей, возможной гибели человечества. Такая ситуация, естественно, побуждает к размышлению, к попыткам осознать сложившуюся реальность.[ ...]

Вернуться к оглавлению