Поиск по сайту:


Человек как биологическое и социальное явление

Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека — дело нескольких наук. Идея комплексного изучения человека уже давно завладела общественным сознанием. Усилия философов, биологов, психологов и историков привели к получению неких обобщенных целостных знаний о человеке. Но, как оказалось на практике, предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую несовместимы. Каждая из отраслей знания утверждает свои заключения о человеке. Социология рассматривает человека как чрезвычайно пластичное существо, способное к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказать неизменность человеческой природы. Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение (да и теперь еще многие ученые в этом убеждены), что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый род сущего. Его природа оказывает всепроникающее воздействие на культуру и социум.[ ...]

Мы говорим: «человек и природа», «отношения человека и природы», — т.е. мы разделяем человека и природу. На самом деле человек не противостоит природе. Он сам необходимая часть природы. Но если «часть», то какая? Человек похож во многом на животных, но все же отличается от них. Человек производит питание, а забота зверя — найти пропитание. Но в свою очередь зверь лишнего не возьмет, экологического равновесия не нарушит. Сама природа за этим следит: если какой-то вид начинает сокращаться, природа вмешивается: уменьшается, например, количество хищников, истребляющих этот вид.[ ...]

Человек отличается от зверя тем, что он обладает духовностью, высокой разумностью в выборе материальных потребностей, при этом он на первый план ставит удовлетворение духовных, а затем материальных благ1.[ ...]

Современная наука, как может показаться, приблизилась к распознаванию важнейших секретов природы, и вместе с тем открывается бездна непостижимого.[ ...]

Наш «дом», в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит человек как часть природы), но и из комплекса культурного (будем называть его условно «культура человека», хотя есть и культура, создаваемая животным и растительным миром). Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусства, результатов научных исследований, технических достижений. Поэтому экология состоит из двух частей: охрана природы и охрана культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.[ ...]

Говоря о законах природы и особенности цивилизации наступающего века, академик H.H. Моисеев особо отмечает, что человечество сегодня на пороге революции такого же масштаба, какую оно пережило в конце палеолита. Только синтез природного и общественного станет характерной чертой наступающего века1.[ ...]

Вернуться к оглавлению