Поиск по сайту:


Историческая ретроспектива развития экологических взглядов

Даже краткий историографический обзор литературы по экологии весьма затруднителен, во-первых, потому, что возрос объем публикаций. За последнее 10-летие в мире вышло в свет свыше 17 тыс. работ по экологическим проблемам, не считая журнальных и газетных статей. Во-вторых, элементы знаний, относимые в настоящее время к экологии, были рассеяны в трудах многих ученых. После длительного периода общего застоя естественных наук в эпоху средневековья элементы экологических знаний вновь появляются в работах естествоиспытателей и путешественников.[ ...]

Проблема взаимодействия общества с природой стала предметом исследования уже античных мыслителей Гиппократа, Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Страбона, Полибия прежде всего в связи с попыткой объяснить этногенетическое и этнокультурное многообразие народов естественными причинами, а не волею каких-то высших существ. Важная роль природного фактора в жизни общества отмечалась в Древней Индии и Китае, арабскими учеными средневековья. Родоначальником учения о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий считается Гиппократ (480—377 гг. до н.э.), который в своей знаменитой книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата. Более того, по убеждению Гиппократа, климат определяет особенности национального характера. В целом для Гиппократа, прежде всего врача, характерна постановка вопроса именно в плоскости воздействия природы на каждый отдельный человеческий индивид, а не на общество1. Поэтому Гиппократ по праву считается отцом медицинской географии.[ ...]

Древнегреческий историк Фукидид (460—400 гг. до н.э.) объяснял могущество современных ему Афин влиянием природных факторов. Приходящие волнами племена переселенцев с севера стремились завоевать прежде всего плодородные части Греции. Земли Аттики были бедны природным плодородием и не особенно привлекали воинственных пришельцев, поэтому здесь длительное время проживало одно и то же население, что способствовало, по мнению Фукидида, последующему расцвету культуры Афин. Фукидид объяснял особенности развития общества не прямым влиянием природных факторов, а через накопление богатства и связанные с ним «внутренние распри» (классовую борьбу)2. Фукидид отмечал относительность природного фактора: в условиях распространения пиратства выигрывали те города, которые были вдали от моря, но в благоприятные времена развития торгового мореплавания существенную выгоду городу давала близость к морю.[ ...]

Историк Ксенофонт (430—355 гг. до н.э.) в произведении «Доходы города Афин» отмечал, что умеренный климат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезных искусств. Эти же мысли о влиянии климата приведены им в «Афинском государстве»3 и позднее в «Греческой истории»4.[ ...]

А. Тойнби5 обнаружил интересные высказывания древнегреческого философа Платона (427—347 гг. до н.э.) об истощении почв и иссушении территории Греции в результате разрушающего действия людей. Но эти важные свидетельства были забыты до середины XIX в., когда на ухудшение природных условий Греции под воздействием людей обратили внимание ученые Фраас и Марш. Платон также считал, что характер людей зависит от географической среды6.[ ...]

Диодор Сицилийский первым сформулировал мысль о зависимости между производительной силой труда и природными условиями. Он отмечал природные преимущества земледелия у египтян перед другими народами Средиземноморья2. Рослость и тучность индийцев (о которых он знал из рассказов) он прямо связывал с изобилием плодов, также природными факторами он объяснял особенности скифов и троглодитов3.[ ...]

Значительно хуже нам известны произведения ученых древнего и средневекового Востока, переводов которых на русский и другие европейские языки пока явно недостаточно. Уже во II в. до н.э. в Древней Индии в «Законах Ману» рекомендуется учитывать влияние природной среды при применении войск1. В знаменитом древнеиндийском трактате «Артхашастра, или наука политики» предлагается определять границы по естественным рубежам2.[ ...]

Глубокие соображения о влиянии природного фактора на различные аспекты общественной жизни высказывались в средневековом Китае3. В частности, была определена необходимость учитывать географические условия при строительстве городов, дорог4. Большое внимание уделялось географическому фактору при ведении военных действий5.[ ...]

В трудах французских натуралистов Жоржа Бюффона (1707— 1788) и Жана Ламарка (1744-1829) изложены взгляды на эволюцию взаимодействия животного и растительного мира, человека и среды обитания.[ ...]

Вернуться к оглавлению