Поиск по сайту:


История становления экологии

Вся история становления и развития человечества проходила в теснейшем взаимодействии с природной средой. Осознание этого факта играло важную роль в формировании сознания первобытного человека, преломляясь в фетишизме, тотемизме и магии уже по крайней мере неолитических культур, о чем мы хорошо знаем из этнографических исследований отсталых племен.[ ...]

Ретроспективные идеи древнегреческих и римских философов, ученых, поэтов, государственных деятелей о человеке, его жизни и месте в природе и обществе теперь уже широко известны. Приведем в кратком изложении лишь некоторые из них.[ ...]

Начиная с V в. до н.э. выяснение отношения природы к жизни человека составляло излюбленные вопросы, подвергавшиеся особому рассмотрению в работах Гиппократа и его учеников, а затем Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Страбона и Галена, повторившего мысли Гиппократа. Вот некоторые из этих идей.[ ...]

На вопрос, сколько лет существуют на Земле государства, Платон отвечает: «...огромный и неисчерпаемый период времени. Тысячи государств появились за это время одно за другим и соответственно не меньшее число исчезло. И везде они проходили через различные стадии государственной системы, становились большими из меньших, меньшими из больших, худшими из лучших, лучшими из худших». Теперь мы знаем, что одной из причин упадка цивилизации древнего мира в Месопотамии, Малой Азии, на родине самого Платона явился выпас скота без какой-либо меры, а также другие способы интенсивного ведения сельского хозяйства, которые приводили к невосполнимым экологическим потерям.[ ...]

Философ не мог не заметить этих фактов, но дал им иное объяснение. Согласно Платону, некогда Аттика (территория в пределах Древней Греции) обладала очень плодородными почвами, обеспечивающими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в ней людей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды, не давая им бесдрлезщ стекать по склонам в реки.[ ...]

Как отмечают американские исследователи истории наук о Земле К.Г. Глаккен, П. Джеймс и Дж. Мартин, если бы Платон не оставил свои рассуждения в рамках умозрительных дедуктивных конструкций, то «он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик земли, на которой они поселились, и что эрозия почвы и разрушение природных ландшафтов сопровождают историю человеческой цивилизации, повторно обнаруживая себя во многих местах Земли. Но мысль о человеке как агенте преобразований на земной поверхности и тысячи лет спустя после Платона еще оставалась не сформулированной».[ ...]

Иными словами, Платон «упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не увидев в человеке ее разрушителя». Но нас не может не удивить то, что уже в античную эпоху люди обладали достаточно высоким уровнем знания и понимания экологии нашей планеты. Греческая экология была преемницей отчасти древневосточной; точно так же знания о взаимоотношениях человека и природы римлян развивались под влиянием эллинов. Римлянам в сравнении с греками был более свойственен практицизм, прагматическая оценка явлений природы. Но было бы не верно утверждать, что они, взяв на вооружение понятия, привнесенные в науку предшественниками, не сказали ничего своего. Наиболее наглядно это можно проследить на примере осознания факторов, определяющих границы Ойкумены (Вселенной).[ ...]

Слово «Ойкумена» произносилось по-гречески почти так же, как в настоящее время по-русски, и означало «вся обитаемая Земля, вселенная». Эти представления о вселенной, тесно связанные со всем человечеством, убедительно свидетельствуют о глубоком гуманизме, который лег в основу античного мировоззрения. Проследим, как эти понятия истолковывались мыслителями древности.[ ...]

Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н.э.) — древнегреческий ученый, отец географии — пытается математически вычислить границы Ойкумены, выделяет на этих основаниях наличие пяти зон: жаркой, двух умеренных и двух холодных.[ ...]

Эратосфен впервые в истории человеческой мысли утвердил такой подход к изучению Земли, при котором ее рассматривают как дом человека, и назвал эту сферу знания географией.[ ...]

Вернуться к оглавлению