Поиск по сайту:


Колористика города

Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности обеспечить надежную работу глаз.[ ...]

Современная городская среда потеряла разноцветие - важнейший элемент полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. В зданиях «пролетарской классики» на вооружение была принята «белая, как лебедь, архитектура», которая лишила новостройки цвета. Вот как описывает свои впечатления архитектор В. Павлов (1990), занимающийся изучением колористики Ленинграда - Санкт-Петербурга: «Не забыть впечатление «цветового голода», которое я испытал, попав в районы новостроек. Белесые параллелепипеды лишь изредка и как бы стыдливо показывающие насыщенные цвета в глубине своих лоджий, монотонно «растворились» на фоне ленинградского неба». Такой подход приумножил гомогенизацию современного города, он лишил глаз так необходимых ему акцентов. Разрушена традиционная колористическая палитра, цветовая скудость наших городов до предела ухудшила визуальную среду. Эта проблема возникает в связи с тем, что в архитектуре города, с одной стороны, недостаточно развита идея видеоэкологии, а с другой - в теории архитектурной композиции цвет трактуется как второстепенное, дополнительное выразительное средство.[ ...]

Глаз буквально «набрасывается» на правую фотографию и «застревает» там надолго, он легко отказывается от нового экспериментального здания. При этом читатель не ощущает эмоциональных потерь положительного характера. Мы не раз обращали внимание на тот факт, что глаз борется за кванты красоты, от него этого душа требует, и он их находит на фотографии красивого здания, а менее красивое просто игнорирует. Такова природа желаний человека: «Часы, лишенные созерцания красоты, - потерянные часы» (Ричард Джефферис).[ ...]

Таким образом, в условиях преимущественной индустриализации жилищного строительства крайне необходимо проектирование цветовых решений жилой застройки на основании принципов видеоэкологии, что будет способствовать повышению архитектурно-художественной выразительности композиционных решений. С другой стороны, в местах застроенной части города необходимо срочно улучшить цветовое решение фасадов зданий, что следует считать не каким-то дорогим излишеством, а прямой необходимостью. Большое здание, разделенное на отдельные цветовые участки, избавит горожанина от больших монотонных поверхностей. В зарубежной практике есть удачные примеры насыщения современной архитектуры цветом. В частности, немецкий художник О.Г. Хайек (1990) предлагает раскрашивать огромные здания цветными линиями по всей стене под различным углом, чаще по диагонали. Он же рекомендует насыщать город статической и динамической скульптурой.[ ...]

Ландшафтный дизайн стал одним из динамично развивающихся областей творческой деятельности специалистов по формированию комфортной визуальной среды. Стимулом для этого в большинстве развитых стран послужило ухудшение экологической ситуации в городах и безусловно ухудшение визуальной среды, хотя последнее пока не находит осознанного понимания. Четко обозначены новые тенденции ландшафтного дизайна, а именно: «Отказ от пассивного увеличения площади озеленения территорий и переход к оптимальному структурированию городского пространства с повышением их художественной выразительности составили основное содержание этих качественных перемен» (Нефедов, 2002). Все это безусловно приближает визуальную среду к нормам зрения. В частности, переход к структурированию пространства создает прекрасные условия для фиксации взора после саккады, тогда как большие площади не имеют достаточного числа элементов или реперных точек.[ ...]

Зеленые насаждения - составная часть городской среды. Они существенным образом влияют на ее визуальные характеристики. С помощью планомерного озеленения города можно в относительно короткие сроки улучшить его внешний облик.[ ...]

Опыт, накопленный в практике озеленения городов, огромен. В Омске, к примеру, В. Гостевым еще в 1829 г. была предложена целая система озеленения города. Она была воплощена в жизнь, благодаря чему до сих пор город числится в списке наиболее озелененных городов России. В целом по стране таких примеров немного. В Москве соотношение зелени и застроенной части равно 1:3, тогда как в Париже - 1:5. В крупных городах территории зеленых насаждений уменьшаются с каждым годом.[ ...]

Зарубежный опыт свидетельствует о бережном отношении к самому малому участку земли. Свободные пространства буквально «завоеваны» зеленью. Из окон производственных помещений и офисов открывается вид на природный ландшафт, стимулирующий производительность труда и сохраняющий здоровье сотрудников. Иногда нужно всего несколько квадратных метров, чтобы организовать внутренний дворик с условиями, близкими к естественным.[ ...]

В последние годы все большей популярностью пользуется вертикальное озеленение (рис. 145). Это, безусловно, один из способов улучшения визуальной среды города, особенно старой его части с высокой плотностью застройки. Участка размером 0.5 х 0.6 м вполне хватает для вьющейся и ползущей зелени. Для этой цели часто применяются дикий виноград и плющ, а также вьющаяся гортензия, жимолость и городец. Есть примеры, когда все здание утопает в зелени, что делает визуальную среду более естественной. Глаз, как мы уже знаем, не испытывает в этих условиях неблагоприятной нагрузки, так как в такой среде все механизмы зрения работают в естественном режиме. С помощью вертикального озеленения можно избавиться от агрессивных и гомогенных полей.[ ...]

Как утверждают специалисты (Груб, 1992), вертикальное озеленение не наносит вреда самому зданию, а наоборот, создает благоприятные условия: защищает стены от солнца, ветра, дождя, шума, от температурных перепадов. Вьющаяся зелень забирает воду из почвы у основания здания и этим препятствует распространению сырости на стенах, а слой листвы отфильтровывает пыль и твердые частицы, находящиеся в воздухе. Перспективными являются «висячие сады» - растения в подвешенных ящиках. Она свисает с потолка и создает прекрасную зрительную среду. Висячие сады можно устраивать повсюду. Работа в чистых светлых помещениях с видом на природу доставляет большое удовольствие и поддерживает хорошее самочувствие. На наш взгляд, осуществление программы озеленения нужно начинать с детских учреждений, территории которых должны стать мини-парками в городской среде.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Здание завода с вертикальным озеленением. С помощью дикого винограда удалось создать комфортную визуальную среду Здание завода с вертикальным озеленением. С помощью дикого винограда удалось создать комфортную визуальную среду
Вернуться к оглавлению