Поиск по сайту:


Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания

Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, — эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи — перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Другими словами, стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую.[ ...]

Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности» и ос-вобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.[ ...]

Было бы ошибочным полагать, что история развития об-/ щественного экологического сознания — это история безраз-I дельного господства антропоцентризма, когда человек проти-I вопоставляет себя природе и взаимоотношения с ней строит ■ только на основе абсолютного прагматизма.[ ...]

Действительно, в начальную эпоху бурного роста промышленности широкое распространение в научных кругах имели теории, которые объективно способствовали намечавшемуся разрыву человека с природой, неправильно истолковывали ход эволюционного развития биосферы. Среди этих представлений можно отметить настойчивые призывы сделаться властелинами природы, главенствовать над ней, различные теории незыблемости и предопределенности гармонии общества и природы, по существу отрицавшие реальность угрозы экологического кризису. В разное время эти и близкие к ним взгляды высказыва-лиПГ. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт и др. ученые.[ ...]

Американские исследователи Пауэлл и Фернау были первыми, кто раздабот учение о необходимости консервации природных ресурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. Прагматический сиюминутный подход к природопользованию они заменили лозунгом: «Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период».[ ...]

Необходимость новых моральных принципов взаимодействия человека и природы, основанных на признании цивилизации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, была обоснована во второй половине XIX в. русскими учеными А. Л. Чижовым, Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловьевым, Н. Г. Умно-вым, И. В. Киреевским и др. Главная идея их религиозно-философских воззрений — Человек и все, что его окружает, — это частицы единого, Космоса — отсюда это течение получило название русского космизма.[ ...]

На глубоком научном уровне четкое обоснование единства человека и биосферы и неизбежность ее эволюционного превращения в сферу разума — ноосферу было сделано В. И. Вернадским, величайшим мыслителем XX в. (см. гл. 8, § 4).[ ...]

Единственный выход из этого положения как считал В. И. Вернадский, — создание ноосферы. Ноосфера — это новый этап в истории биосферы, когда определяющая роль ее развития перейдет от стихийного течения природных процессов и антропогенного воздействия на природу к гармоничному развитию природы и общества. Развитие человека и биосферы пойдет в неразрывной связи, по единственному правильному пути — коэволюции общества и биосферы, на котором не будет ни победителей, ни господства одной из сторон. «Геологически мы переживаем сейчас выделение в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик и ее строение — ноосферы», — писал В. И. Вернадский. Конечно, само по себе появление разума в голове человека еще не означает разумность и общественную полезную значимость его действий. По меткому выражению К. Маркса, «разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме».[ ...]

По утверждению В. И. Вернадского, в сфере разума — ноосфере — должна господствовать гуманистическая мысль, а это предполагает прежде всего гуманизацию социальных отношений, разумное отношение к природе, бережное отношение к ее ресурсам. К природе нельзя относиться потребительски, это не в интересах мыслящего человека.[ ...]

Промежуточным этапом на пути формирования нового экологического сознания следует считать и такие известные философские течения, как «универсальная шика» (А. Швейцер, М. Ганди и др.) и биоцентриш. В их основе — «благоговение перед жизнью», равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовности Природы, отказ от прагматического подхода в отношении к ней, и др. Мерилом развития современной цивилизации должно стать сохранение жизни. Жизнь — это абсолютная ценность, все, что мешает жизни, выступает как антиценность.[ ...]

Вернуться к оглавлению